На торжественном пленарном заседании XXXI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве 25 января 2023 года Святейший Патриарх Кирилл озвучил наиболее важные вопросы, связанные с современным образованием в России.
О роли семьи, школы и Церкви
Важнейшую роль в воспитании юного поколения традиционно играют семья и школа, однако и у Церкви в этом есть своя особая роль, отметил Первосвятитель в своем докладе.
– Помочь правильно расставить жизненные приоритеты, привить юному поколению уважение и любовь к духовным и культурным ценностям нашего народа призваны в первую очередь семья и школа; и, конечно, во всем этом – особая роль Церкви, – в частности, сказал Святейший.
Достойное место для курса ОРКСЭ в школе
Как считает патриарх Кирилл, необходимо не только продолжать преподавать в школах курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), но и расширять его, т.к. выделенного сегодня времени на его изучение недостаточно.
– Не поддается никакому разумному объяснению желание отказаться от преподавания основ православной и других религиозных культур в школе, учитывая, что уже написаны хорошие учебники, а в большинстве регионов это преподавание ведется давно и приносит добрые плоды, – сказал, в частности, Первосвятитель.
При этом Предстоятель Русской Церкви в очередной раз отметил, что «проблема в масштабах страны до сих пор не решена, и достойное место преподаванию Основ религиозной культуры и светской этики в школах еще не определено».
Помимо повышения роли всего курса ОРКСЭ в воспитании и образовании юного поколения, патриарх Кирилл считает, что необходимо расширить и преподавание непосредственно православной культуры как «фундамента русской культуры».
– Лишать детей возможности изучать духовные основания нашей культуры или ограничивать эту возможность всего одним годом их изучения в начальной школе в рамках курса ОРКСЭ никак не соответствует нынешним требованиям, – заявил Первоиерарх.
В этой связи Святейший указал на важность налаживания рабочего взаимодействия органов управления образования и образовательных организаций на местах с представителями епархий Русской Православной Церкви. А в епархиях, где уже есть успешный подобный опыт, развивать такое взаимодействие.
Важность «Разговоров о важном»
Новыми перспективами развития церковно-государственных отношений в сфере образования и воспитания назвал патриарх Кирилл введение с нынешнего года классных часов «Разговоры о важном».
– В ряде регионов в рамках данного цикла внеурочных занятий уже осуществляется взаимодействие с Церковью: для участия в занятиях приглашаются священнослужители и приходские педагоги, – отметил Первосвятитель.
В тоже время, добавил патриарх Кирилл, «опыт такой работы представлен на общегосударственной площадке еще не вполне отчетливо», поэтому, по мнению Святейшего, эта тема должна быть обсуждена на открывшихся Рождественских чтениях.
Вовлеченность педагога
Какой бы предмет не преподавал педагог, а уж тем более, если дело касается православной культуры, ничего не получится, если он сам не будет вовлечен в свое дело, на это также указал патриарх Кирилл.
– Если педагог сам живет ценностями той традиции, основы культуры которой он преподает, в частности православной культуры, если он увлеченно и интересно проводит занятия, если он не морализаторствует, а приглашает приобщиться к духовному богатству религиозной культуры, то есть надежда, что в душе ребенка это оставит глубокий добрый след, способный определять его ключевые поступки в жизни, – подчеркнул Предстоятель Церкви.
Нужны новые православные школы
Сегодня в России действует около 200 негосударственных общеобразовательных школ с религиозным православным компонентом (православных школ). Как считает Святейший Патриарх, такого количества подобных учебных учреждений совершенно недостаточно.
– Этого совершенно недостаточно, и мы должны использовать все возможности, чтобы открывать новые православные школы. Ведь если бы процент охвата детей нашими педагогическими усилиями был достаточен, то, может быть, многое бы уже изменилось, в том числе в мировоззрении нашей молодежи, – сказал Первоиерарх.
В связи с этим, патриарх Кирилл выразил уверенность в том, что «опыт православных школ и других образовательных организаций, программы и в целом устав которых строятся на православной традиции, нужно развивать, а сами школы всемерно поддерживать».