В апреле 2012 года, на Вербное Воскресенье, в храме мученицы Татианы при МГУ был сделан панорамный снимок более 500 человек. Уже через полгода снимок стал историческим: сменился настоятель, произошли перемены в интерьере храма. Со временем историческая ценность снимка будет только расти…
Эта фотография — часть большого проекта под названием «Парсуна», суть которого — в создании серии коллективных портретов современных церковных приходов. О том, как родился этот проект, кто и как его воплощает в жизнь, «Фома» попросил рассказать одного из создателей и участников проекта — Константина Дьячкова.
— Константин, расскажите, как родился проект?
— Я когда-то занимался поиском самых массовых дореволюционных фотографий и увидел в Пензенском краеведческом музее интересный снимок: полк в 1020 человек перед отправкой на фронт. Понятно, что при небольшом размере фотографии надо лица с лупой разглядывать, хотя они все видны. Но именно тогда история обретает объем. Вглядываясь в эти лица, начинаешь замечать детали, различать характеры. Особенно это действует, когда на одной фотографии собрано много людей.
В Санкт-Петербурге, на Шпалерной улице, при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» есть Музей новомучеников. В музее много старых фотографий — 20-30-х годов прошлого века. Оттуда выходить не хочется. Меня не сильно волнуют предметы интерьера. Но лица… Ты видишь совершенно другие лица, у них глаза светятся, нет жестких складок, потому что все расслаблены. Ты понимаешь, что сейчас люди другие, у них более напряженные взгляды.
Два-три года назад мне пришла идея снимать людей в интерьере. Мой компаньон Александр Швец подсказал, каким образом это можно сделать. Потом мы еще вместе много додумывали. В конце концов, идея проекта оформилась, приняла понятные очертания. Приходскую фотографию можно повесить в храме. Люди будут просто приходить и смотреть на нее. И через сто лет будут смотреть. Думаю, что этот проект именно этим и интересен. С технической точки зрения здесь никаких новаций нет.
— Почему проект называется «Парсуна»?
— Парсуна (от лат. persona) — разновидность картины-портрета, характерная для переходного периода древнерусского искусства конца XVI —XVII в. Мы использовали термин «парсуна», потому что этот жанр в свое время ознаменовал переход к светской живописи c элементами иконописи.
Идея проекта «Парсуна» в том, что люди вписаны в ансамбль интерьера храма, поскольку они составляют с храмом единое целое. Стены храма — это плод творчества предыдущих поколений прихожан. Церковь как сооружение, без людей, смысла не имеет, только с людьми она становится церковью. Церковь — это симфония храма и прихожан. Наша идея — снимать именно прихожан в церкви, но используя все современные методы.
— А как создается современная панорамная парсуна?
— В чистом виде та парсуна, которая находится теперь на приходе в храме мц. Татианы, — это единомоментный снимок группы прихожан. Главное здесь — грамотно вписать большую группу людей, отразить композиционными средствами то, что их объединяет. Это уже не фотография в чистом виде. Это уже некий арт-объект, в котором все собрано из огромного количества снимков. При этом мы пытаемся соблюсти принцип реалистичности. И к тому же это еще и панорамный снимок. Фотография с вручением Патриархом литературной премии имеет 360-градусную панораму, а снимок общины храма мученицы Татианы при МГУ — 210-градусную.
Помните, в школе мы сравнивали глобус и плоскую карту. Нам объясняли, где будут искажения. Когда вы на карте смотрите на Крайний Север, вам кажется, что он необъятен так же, как экватор. Но ведь это неправда, там все близко. Стоишь на берегу Чукотского моря и понимаешь, что всего-то в 4000 километрах — Норвегия.
На фотографии тоже будут искажения, которые нам надо спрятать, чтобы люди узнали интерьер.
Когда смотрят на сложный интерьер Зала Церковных Соборов в Храме Христа Спасителя, все его сразу узнают. Но если бы на нашу фотографию посмотрел архитектор, он бы ужаснулся.
Конечно, есть много программ, которые автоматически сшивают панорамные снимки. Но все наши работы мы сводим вручную. Съемку и технический монтаж делаем в Москве, фильтрами и цветом работает наш петербургский коллега Сергей Кожара.
— Проекту «Парсуна» уже почти год. Что за этот период сделано? И что вы покажете на выставке в ноябре 2012 года?
— За год мы создали для Русской Православной Церкви 12 фотографий. Первой была фотография общины храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице в Санкт-Петербурге в декабре прошлого года. Вторая съемка была тоже в Питере. Это фотография общины церкви св. вмч. Пантелеимона в Удельной. В Москве мы пока сняли только один приход — храма мц. Татианы. Он был пятым или шестым в проекте.
Все наши работы будут представлены на выставке в храме мученицы Татианы, включая авторскую версию фотографии Татьянинского прихода.
Надеемся, многих это заинтересует. В том числе и священников, которые узнают, что такой проект существует. И еще очень хотелось бы привлечь спонсоров, которые смогли бы помочь в съемках 100 исторически значимых храмов России. Ведь это прекрасная возможность задокументировать состояние интерьеров храмов для потомков.
Место проведения выставки: Москва, домовый храм мчц Татианы при МГУ, ул. Б. Никитская, д. 1
Время проведения выставки с 29.11 по 16.12
Открытие 29 ноября в 19.00
Время работы: пн-сб с 10.00 до 19.00; вс с 13.00 до 20.00
Вход свободный
Фото – Юлия Маковейчук
Фото бекстейджа предоставлены Константином Дьячковым
http://parsuna.org/