Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка! Разъясните, пожалуйста, одно место из Евангелия (от Иоанна, гл.6): "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня... Но есть из вас некоторые неверующие...И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего". То есть получается, что Господь приводит к себе не всех? И есть воля Божья, чтобы кто-то был неверующим? Как это увязать с ключевой мыслью православия, что Господь хочет спасения всем? Заранее благодарю за ответ.
Марина
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогая Марина!
К сожалению, сама формулировка Вашего вопроса некорректна. Воля Божия и Его замысел о человеке как раз и состоял в том, чтобы человек, сотворённый Господом по Своему образу, достигал подобия Божьего на земле, в саду Эдемском, где смерть не властвовала над ним. Поэтому нет воли Божией о том, "чтобы кто-то был неверующим"! А что же есть?
Дело в том, что в силу своей свободы человек сам, и только сам либо принимает, либо отвергает Бога. Бог даёт человеку сделать выбор. Если бы у нас не было выбора, мы бы не имели в себе образа Божьего. Ибо в этом мире только Бог, ангелы и люди обладают свободой выбора. Остальным миром движет инстинкт. И когда люди свободно выбирают жизнь без Бога, Его в их душе замещают инстинкты. Человек не идёт к Богу, стремясь достичь Его подобия; а катится вниз, к состоянию братьев наших меньших, для которых тёплая норка, вкусная еда и наслаждения в земной жизни - это предел мечтаний.
Конечно же, Господь хочет спасения всех. Но насильно в Своё Царствие Он никого не тянет. Выбор за нами!
Приведу также толкование святителя Феофилакта Болгарского (но Вы можете посмотреть и другие толкования святых отцов на это место, смысл будет аналогичный):
"Говорит это, не уничтожая самопроизволения, но показывая, что имеющий веровать нуждается во многом содействии от Бога. Иначе: Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним. Отец привлекает и приводит к Сыну; а Сын воскрешает и оживляет, даруя дыхание в добре и жизнь, которая есть Дух Святый. Итак, верующим благодетельствует вся Святая Троица, а не в частности один только Отец или один только Сын, но как Естество одно, так и действие благотворения одно: Отец приводит, Сын оживляет, Дух Святый для оживляемых служит дыханием; ибо всякий живой имеет и дыхание. Смотри, какая власть Сына. Я, говорит, "воскрешу". Не сказал: Отец Мой воскресит, но: Я. Ибо не всегда говорит о Себе уничиженно, а иногда открывает и высоту Своего Божества".
Храни Вас Господь!