Вопрос читателя:
Здравствуйте! Мне 26 лет, и мы с женой живём 3 года в браке. Пусть это не так много, но для себя мы многое поняли, а главное, что любим друг друга и хотим так прожить всю жизнь. Сейчас решили повенчаться. Для нас обоих это много значит (но мы не думаем, что это какая-то магия, которая позволит нам вечно быть вместе, а, скорей, наоборот, поскольку мы хотим всю жизнь быть вместе и мы оба верим в Бога, мы хотим перед Его лицом скрепить наш союз и подходим к этому со всей ответственностью и осознанием того, что это за Таинство).
Придя в храм, я не нашёл понимания. Один батюшка сказал, что не проводит Таинство без певчих, а это стоит немалых денег (но не он вызвал моё негодование, он объяснил это тем, что это великое Таинство. И я с ним отчасти согласен и могу его понять в стремлении сделать его для нас с женой незабываемым). Поразил меня, скорей, другой батюшка, с которым мы общались на протяжении примерно 15 минут. Всё это время он убеждал меня, что я неверующий человек, так как давно не был на службе и в какой-то мере корил меня за то, что я не читал священных книг. Я пытался спросить у него: "Разве то, что я не хожу в церковь, делает меня неверующим?" На что он сказал, что я пытаюсь внести какие-то свои законы, и предложил мне открыть свою церковь и там говорить о таком... В разговоре он постоянно говорил о том, что я с ним спорю или говорю что-то не то, хотя я лишь пытался дать ему понять, что я верующий человек. Пусть я давно не был в церкви, это не значит, что моя вера не крепка. Я не считаю себя святым и безгрешным и я не читал священных книг , но разве это делает меня неверующим или это повод отказывать мне в Таинстве, к которому мы с женой с таким трепетом относимся и о котором так просили? В итоге он сказал, что понял меня и какой я человек (за 15 минут общения) и сказал походить год или два в церковь и соблюдать все правила, и тогда посмотрим.
И получается, что либо нам с женой платить за Таинство, либо 2 года соблюдать все законы, либо искать другой храм. Сказать по правде, ни один вариант для меня не выглядит привлекательным. И я лишь хочу понять, правда ли всё так, как сказал тот батюшка: не хожу в церковь - не верующий? Кто решает, достоин ли я повенчаться с женой? Нормально ли для священника отправлять человека, который обратился к нему с таким важным вопросом и пытается понять, почему ему отказывают, отправлять "открывать свою церковь" (и вообще так общаться). Видит Бог, я в разговоре ничего обидного не сказал, не говорил на взводе или с неприязнью и т.п. Да, я задавал вопросы, а вместо ответов получил вот это.... И что Вы посоветуете - всё же идти в другой храм или пытаться поговорить (и есть ли смысл говорить, ведь я не считаю, что можно как-то доказать веру, так как думаю, что можно годами ходить в церковь, а, выходя, за ограду вести себя как...... а можно и наоборот)! Спасибо!
Отвечает игумен Андрей (Мороз):
Уважаемый Иван! Во всех затруднительных ситуациях, действительно, лучше переспросить, что Вы и делаете.
Церковь устроена иерархически. Каждый отдельно взятый священник служит на том или ином приходе той или иной епархии (епархия — церковная область). Во главе каждой епархии есть правящий архиерей, он может быть в сане епископа, архиепископа, митрополита. Если Ваши поиски прихода, в котором Вас повенчают без дополнительных условий, не увенчаются успехом, Вы можете обратиться к правящему епископу епархии, на территории которой Вы проживаете. Возможно, те условности, о которых говорят священники - не их личная прихоть, а некоторое правило, существующее на всей территории епархии. В любом, случае Вас выслушают и дадут компетентный ответ.
А теперь в качестве размышления. Если признать полную аутентичность передаваемых Вами собеседований с духовенством, то, конечно, причины для Вашей досады есть. Во-первых, Вам приходится общаться с реальными людьми, у которых есть чёткая позиция (у первого священника — меркантильная, у второго — вероятно, по-своему миссионерская), и Вам приходится принимать эту позицию в расчёт. Могу предположить, что Вам ближе позиция первого священника, который венчает с хором. Этот тип близок многим нашим современникам, которые считают, что храм со всем происходящим в нем - не более как супермаркет духовных приобретений, парикмахерской благодатных причесываний или ресторан обрядовых блюд. Если придерживаться такой позиции, то платите, сколько напишут в счете, и делайте, что хотите. Но, правильно ли так поступать?
Второй священник обратил Ваше внимание на то, что участвовать в таинствах Церкви могут православные христиане, живущие реальной духовной жизнью. То есть, которые молятся, исповедуются и причащаются, чья жизнь хотя бы внешне характеризует человека как верующего в Господа Иисуса Христа. Здесь вспоминается шукшинский Максим Яриков в его застольной беседе со священником. Верить «в авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость!», конечно, можно, но это не христианская вера.
Христианская вера мыслит себя причастной к жизни в Церкви, в реальной, а не мечтальной, причастности Христу в одной из православной общин, в освящении через Таинства Церковные и личный духовный подвиг. Что это означает?
В свою очередь, хочу попросить у Вас прощения за то, что мы, священники, не всегда подбираем разумные слова в наших беседах.
Но есть и объективные вещи. Сначала должно быть свидетельство (не документ, а подтверждение делами) о Вашей вере в Господа Христа, а потом и таинство Брака. В обсуждаемом ныне общецерковном документе «О церковном браке» в первом разделе есть такой абзац: «Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат». Дойдите до своего приходского храма, и у Вас все получится!
Читайте также:
Венчание: чем церковный брак отличается от обычного?
Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет. Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? Как готовиться, если вы решились на этот шаг? Об этом беседуем с главным редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лаврыпротоиереем Павлом Великановым.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Фото Юлии Маквейчук