Психологи говорят, что в искусстве общения самое главное уметь выслушать и понять друг друга. Но этото, оказывается, самое трудное. Что мешает? Да буквально все: пол, возраст, национальность, принадлежность к той или иной социальной группе, политические взгляды, религиозные убеждения или их отсутствие, настроение, стечение обстоятельств, характер. Люди осаждают психоаналитиков, пытаются общаться на интернет-форумах и в чатах, посещают групповые коммуникативные тренинги – все, что угодно, лишь бы не остаться в одиночестве.
Что же это такое – одиночество? И почему оно так мешает нам жить? Если попросить человека, который жалуется на одиночество, поточнее определить причины своих тревог и депрессий, то он, скорее всего, назовет оставленность, забытость, покинутость, незамеченность, невнимание. Но одиночество и покинутость совсем не одно и то же. Чувство покинутости – нечто вроде болезни, мешающей осознанию одиночества.
Каждый человек при рождении, в тот самый миг, когда рвется пуповина, получает дар обособленного, автономного бытия. В этот момент он становится личностью и обретает одиночество, позволяющее ему один на один, без посредников общаться с Богом. Вот только мы почему-то изо всех сил стараемся избавиться от этого дара. Общаясь, мы стремимся “исцелить” от одиночества себя и других, а вместо полноценного общения с самим собой начинаем заниматься утомительным и изматывающим “самоанализом”. Какое уж тут одиночество! Мы бы умерли от тоски, окажись мы на месте литературного Робинзона или реального Александра Селькирка.
Но если нам так ужасно “неуютно” с самими собой, что уж говорить о других. Мы почему-то думаем, что понять, каковы мы есть, можно только докопавшись до всего плохого, что в нас есть. Но если каждый человек – образ Божий, почему бы не отнестись к нему как к поврежденной иконе: постараться разглядеть в ней то, что осталось от первоначального изображения и начать восстанавливать то, что разрушено, распространяя на поврежденные части ту красоту, которая в нем все еще есть. И в этом человеку помогает Церковь. Воцерковляясь, он заново знакомится с собой, учится слушать и слышать себя, заботиться о себе, доверять себе. А заодно начинает осознавать, что любой другой человек вовсе не сводится к тому, что нам в нем нравится или не нравится, он так же уникален, так же изначально несет в себе образ Божий. И можно научиться слушать его, не отметая все, что в нем чуждо, неприятно или даже отвратительно. Слушать, принимая его целиком, со-переживая ему. Потому что для Христа он такой же единственный, как и я сам. И за него, как и за меня, Он принес Свою крестную жертву, чтобы приобщить и его и меня к одной Жизни.