Вопрос читателя:
Здравствуйте, отче!
Спасение человека это дело исключительно Жертвы Господа Иисуса Христа. Однако все равно выходит так, что по своей воле мы можем отвергнуть эту Жертву и погибнуть. Но не означает ли это то же самое, что сказать, что человек спасается сам? Ведь в итоге именно от его волевого решения зависит, действенен ли лично для него дар спасения или нет?
Но как я могу доверять своей воле и сказать, что да, я искренне верую во Христа, или даже как, опираясь на свою волю искренне могу сказать, подобно евангельскому слепому, «верую, помоги моему неверию»? Ведь если все зависит от воли, а доверять ей, естественно, нет никаких оснований, то я не могу быть уверен, что я хотя бы желание иметь веру имею искреннее. Возможно, оно мне всего лишь кажется таковым, следовательно, ко мне не относятся евангельские слова о спасении.
В Посланиях мы читаем, что закон написан на сердцах язычников так, что не знающие Бога будут судиться по закону совести, а у Несмелова в книге «Наука о человеке», можно встретить мысль, что множество людей возможно обратятся ко Христу в момент всеобщего воскрешения. Это можно допустить, если подумать, что на земле человек порой не может уверовать по совершенно не зависимым от него обстоятельствам, когда же он увидит лицом к Лицу Самого Господа, то уверует ( тут можно в доказательство привести слова Христа о том что многие не знавшие Его «внешним образом» в итоге будут им признаны достойными Его Царствия). Однако, Церковь отвергает учение о всеобщем спасении, значит, выходит что и в момент воскресения, когда ничто не будет мешать человеку, он все-таки может отвергнуть Бога. Как человек может не уверовать, если он суть образ Божий? Можно, с одной стороны, сослаться на свободу, но ведь свобода человека не абсолютна, согласно православной антропологии. Однако «де факто» выходит, что человек такую абсолютную волю имеет, что может сам в себе попрать образ Божий. Но если человек имеет столь абсолютную власть — отвергнуться самого себя, своего предназначения, то почему в таком случае в аду он должен именно страдать? Если он может выбрать жизнь без Бога, то почему он не может выбрать не страдать по поводу своего вечного отлучения от Бога. А если он не может не страдать, по причине того, что он все-таки не может в себе изгладить свое предназначение быть с Богом, то почему это неуничтожимое его предназначение, которое в итоге фундаментальнее его свободы ( раз он с помощью свободы не может от него отказаться), не может его необходимым образом привести ко Христу в момент воскресения, например? Благодарю за уделенное мне время и пусть Господь благословит Вас за Ваши труды!
Андрей
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Андрей, про веру очень сложно рассуждать теоретически и философские, потому что вся наша вера, а точнее сказать, жизнь со Христом — это именно жизнь и реальный опыт, а не теоретические построения. Поэтому я постараюсь ответить на Ваше письмо, с Божией помощью, именно с точки зрения опыта и того, что обо всем это известно в Церкви.
Что касается самого первого вопроса, дело вот в чем (и об этом мы писали уже неоднократно). После грехопадения Адама и Евы человек не мог быть с Богом в Вечности, каким бы хороши он ни был, потому что на онтологическом уровне решение Адама было о том, чтобы жить без Бога. До этого момента, до отступления прародителей, у человека в опыте не было бытия без Бога: он был в раю и во всем был согласен с Богом, а его воля была в согласии с волей Божией, как и было задумано. Как только после грехопадения появился этот опыт пребывания без Бога, у каждого потомка Адама и Евы возникла эта внутренняя «вилка» — быть с Господом или без Него.
Полученный опыт пребывания без Бога, вне Бога был так катастрофичен, что все, абсолютно все люди лишились возможности быть в Вечности с Господом. Христос пришел на землю для того, чтобы, став человеком, прожить жизнь таким образом, чтобы после смерти человеческая сущность (которую Он принял на Себя, не оставив при этом Своей Божественно Сущности) попала все-таки туда, где ей было уготовано быть изначально — в Вечность к Богу. Как только этот опыт в человечестве появился, каждому человеку, вследствие этого, говоря юридически, прецедента потенциально открыта утерянная некогда возможность в Вечности быть с Богом. И теперь уже быть с Ним или нет зависит от человека самого, а не от того, какой выбор сделали его предки. Так что в этом смысле принципиальная возможность Спасения — то есть бытия с Богом — нам заново дарована Богом, а вот воспользоваться ею или нет — дело каждого человека.
Что касается воли, вопроса я, честно говоря, не понял. Нас могут обманывать ощущения, но волевое усилие или желание — это то, в чем обмануться нельзя, как ни крути. И если Вы хотите быть с Богом — вот налицо Ваше желание, что еще нужно? Показаться оно не может. Это самое настоящее желание, к тому же, на 100% согласующееся с природой человека, который сотворен так, что полнота его реализации возможна только в согласии, соединении, синергии с Богом.
Насчет всеобщего воскресения не могу сказать. Думаю, что там Господь будет решать по Своей любви и милости. У Вас, который задает этот вопрос, может пойти в храм, почитать книги, есть все возможности для того, чтобы поверить и, что еще лучше, молясь и участвуя в Таинствах на своем собственном опыте понять, что Бог есть и что такое благодать Божия — опыт пребывания с Богом и та самая синергия хотя бы в какой-то толике.
«...если человек имеет столь абсолютную власть — отвергнуться самого себя, своего предназначения, то почему в таком случае в аду он должен именно страдать? Если он может выбрать жизнь без Бога, то почему он не может выбрать не страдать по поводу своего вечного отлучения от Бога». Человек имеет свободу выбора, это верно, и выбора вплоть до того, пойти ли по пути своей реализации или — как Вы верно написали — отвержения себя через то, чтобы отвергнуть Бога, а вместе с Ним и возможность полноты своей реализации. Вот только дальше, когда наступит смерть и душа будет отделена от тела, тело уже не будет мешать душе видеть, как обстоят дела на самом деле. И, умерев, человек поймет, что лишил себя возможности быть с Источником своей жизни и своего бытия. Это все равно что, например, жизнь, как мы живем, и лишить себя кислорода. Это мучительно. И тут решай не решай — а будет ужасно. Вот и тут, я думаю, то же самое. Страдать без Бога — это не вопрос выбора, и встреча с законами бытия, против которых наша воля не властна. Знаете, можно, например, решить, что ничего не случится, если, скажем, выстрелить в другого человека ради шутки или сделать это по неосторожности. Но когда человек умрет, того, что выстрелил, охватит ужас от того, что он сделал, ужас онтологический, потому что это преступление не только против закона, но против бытия. То же самое с абортами: сколько женщин, сделав аборт вроде как совершенно осознанно, уже после совершения операции приходят в ужас от того, что они наделали, потому что наступает осознание и ощущение того, что произошло убийство. Так вот и здесь.
Насчет воскресения Вы спрашиваете в письме вторично уже в конце — не могу сказать. Могу только еще раз повторить, что, если Вы решаете для себя, то у Вас есть все для того, чтобы сделать выбор в сторону себя и Бога, это совершенно точно. И Вы всегда, в любой момент можете Господа попросить о помощи.
Помоги Вам Господь, дорогой Андрей!