Остались ли евреи избранным народом в христианстве? Что говорит об этом апостол Павел
Остались ли  евреи избранным народом в христианстве? Что говорит об этом апостол Павел

Остались ли евреи избранным народом в христианстве? Что говорит об этом апостол Павел

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Священник Антоний БОРИСОВ

Библия настолько многогранная книга, что может считаться в том числе и учебником по педагогике. Примеров этому предостаточно. Наиболее ярким из них является эпизод, связанный с личностью апостола Павла.

Павел, совершая свое второе миссионерское путешествие по городам Римской империи, прибыл в город Афины. Там он выступил перед членами Ареопага́ — верховного суда и наиболее авторитетного органа управления Афинами. Павел начал свою речь с того, что похвалил афинян за их набожность. Это, конечно, было педагогическим приемом и, по большому счету, преувеличением. Афиняне были закостенелыми язычника- ми: они почитали множество богов, каждому из которых поставили по жертвеннику. Греческие язычники были настолько суеверны, что боялись кого-то из своих богов обидеть. Поэтому афиняне на всякий случай воздвигли жертвенник в честь «неведомого бога», то есть того, имя которого им еще не известно.

Апостол Павел, встав перед членами Ареопага, похвалил афинян за такой поступок и сказал, что пришел открыть им имя того самого неведомого Бога — Бога христиан. Ареопаги́ты вначале с интересом слушали Павла, но затем отвергли его проповедь по причине своего неверия в воскресение мертвых. Несмотря на постигшую в Афинах неудачу, апостол не отказался от своей миссии.

Остались ли  евреи избранным народом в христианстве? Что говорит об этом апостол Павел
Проповедь в Афинах (эскиз), Рафаэль Санти, 1515

В дальнейшем его ораторский талант принес свои плоды. Путешествуя по империи, Павел многих евреев и язычников обратил в христианство. Он находил те аргументы, которые помогали человеку убедиться в истинности и спасительности учения Иисуса Христа. Впрочем, не все слушатели Павла принимали христианство — в некоторых городах империи его проповедь даже встречала агрессию. Например, в Филиппах апостол Павел за свою миссию был избит палками.

Проповедь апостола была не только устной, но нашла отражение и в его посланиях. Отрывок из одного из них, Послания к Римлянам, Церковь предлагает услышать за утренним богослужением во 2-ю Неделю после Пятидесятницы:

Братья, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

Приведенный отрывок из Послания к Римлянам является еще одним примером педагогической мудрости апостола Павла. Павел понимал, что христианская Церковь состоит из представителей различных национальностей и культур, соседство которых не всегда было мирным. Не- которые евреи, к примеру, были убеждены, что являются христианами «высшего сорта», а бывшие язычники должны во всем к ним прислушиваться. Апостол Павел пытался всячески примирить христиан и показать им, что перед Христом все люди, с одной стороны, равны, но при этом несут по отношению к Богу различную ответственность. С точки зрения святого Павла, евреи, безусловно, занимают в Церкви особое место. В том смысле, что народ израильский был в древности избран Богом. Господь через пророка Моисея дал евреям закон, который охранял их от влияния язычников. Но ко времени рождения Иисуса Христа иудеи исказили правильное понимание закона Моисея: вместо того чтобы воспринимать закон как средство для достижения спасения, они стали считать его некоей привилегией, знаком собственной исключительности. Апостол Павел спускает евреев с небес на землю, прямо заявляя, что каждый человек даст ответ Богу за прожитую жизнь. Причем народу избранному в этом аспекте будет даже сложнее, чем прочим народам. Ведь закон Моисея — это великий дар от Господа и большая ответственность. Народ, имеющий закон, будет судиться по всей строгости этого закона. Тот, кто закона не знает, по мысли апостола Павла, тоже предстанет перед Богом, но будет отвечать не за исполнение закона, а за то, жил ли он по совести или против нее. Таким образом, резюмирует апостол Павел, чем больше благодатных даров имеет человек, тем бо́льшую ответственность несет он за них перед Богом.


Остались ли  евреи избранным народом в христианстве? Что говорит об этом апостол Павел

Текст — отрывок из книги священника Антония Борисова «Ловцы человеков. Апостольские чтения воскресных и праздничных дней».

В книге собраны апостольские чтения воскресных и праздничных дней и комментарии к ним доцента Московской духовной академии, автора и ведущего радио «Вера» священника Антония Борисова. Живые и лаконичные комментарии погружают читателя в историческую и культурную атмосферу первых лет существования Церкви, оживляют контекст апостольских посланий, предлагают поразмышлять над тем, что хотели сказать нам апостолы, и дают почувствовать, в каких условиях им приходилось жить и проповедовать.

М., Никея, 256 с.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (32 голосов, средняя: 4,97 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Юля
    Юля1 неделя назадОтветить

    Согласна с Александром К. "Се дом ваш пуст...". какое избранничество? - "Отец ваш дьявол..." - кем они избранны? дьяволом... тогда, да, явно, что некоторые из них продали свои души дьяволу, за древнюю мечту о власти... только глупо это... ибо (Властелин колец) "Один есть Господин... и он не ДЕЛИТСЯ ВЛАСТЬЮ"...

  • Iskander Vasilev
    Iskander Vasilev2 недели назадОтветить

    А может избранность евреев в том и состоит , что они должны нести ответственность за все грехи человечества?

  • Сергей
    Сергей3 недели назадОтветить

    Кто придумал, что язычникам открыто спасение из-за отступничества иудеев? Кто-то считает даже, что люди созданы из-за падения ангелов. Праздный вздор. Естественно, евреи, живущие несколько тысяч лет под сению Завета, несколько более развиты, чем живущие языческими баснями... но для спасения нужна вера, а не умение решать уравнения.

  • Эдуард Маршак
    Эдуард Маршак3 недели назадОтветить

    Бог избрал Израиль своим народом. И заключил с ним вечный завет. Так как Израиль не был готов духовно принять Христа, то спасение было отданно также язычникам. Чтобы видя чистое святое житие христиан иудеи возревновали об Отце. Израиль всегда был и будет избранным народом Божьим...

  • Серж
    Серж3 недели назадОтветить

    Евреи не признали Христа, а Небесный Отец следит за этим положением и посетил этот мир. То есть, вина с них не снята. И если они смогли обойти гибель Иудеи, и восстановить еврейское государство, то это не значит, что они перехетрили Небесного Отца. Что касается Матери Зенмли. то Она не забыла как они ее закидали камнями....

  • Леонид Лобанов
    Леонид Лобанов3 недели назадОтветить

    Сам Господь сказал иудеям, когда отверг их за то, что подменили Учение Моисея "человеческими преданиями" - "Не этот народ назову Моим народом, но народ приносящий плод свой" - Ефрем (плодоносный) - имя России (Святой Руси) в Писании. Об имени России (географии, климате, временах, распаде СССР и избрании) - гл. 18 Исаии. Россия - Духовный Израиль - "народ Его". За это Избрание нас и возненавидели все вавилонские народы - Запад, как раньше ненавидели иудеев. Исполнилось предопределённое нам от Начала (Бытие) - "Сыны Иафета поселятся в шатрах Симовых" - это о том, что мы примем Духовную эстафету нести Слово Божие от отвергнутых до времени иудеев. Но у Господа всё - в Дело. Лучшие сыны Иуды призваны к Домостроительству "народа Его": "Иуда будет пахать, а Иаков боронить", а наше имя - "приносящий плод". Понятие "пахать"применимо к Русской Революции - рубить собственные отгнившие корни - тоже, что себя топором по босым ногам - это страшное дело Господь милостиво возложил на Иуду. А что иудеи соделали для Домостроительства России - перечислять можно бесконечно: вспомни только, кто написал "Русское поле" (Репина или Высоцкого) и создавал "ядерный щит" страны - и довольно. А к концу времён мы будем с остатком иудеев "одним народом в руке Моей" - предупредил Господь. (антисемит не достоин высокого избрания, он отвергает промысел Божий о самом себе - горе такому безумцу и презрение)

  • евгений
    евгений3 недели назадОтветить

    ибо много званых, а мало избранных(Мф. 20:1).То есть,избранных мало,но они,все же есть...

  • Еагений
    Еагений3 недели назадОтветить

    Да, но спасение от Иуды... Рим. 11 глава

  • Александр К
    Александр К3 недели назадОтветить

    Ответ какой-то излишне деликатный, видимо, чтобы не обидеть евреев.

    Нет, не остались евреи избранным народом.

    Христос отменил избрание народов, вместо избранных теперь есть призванные, призываются все - эллины, иудеи, белые, чёрные, жёлтые, толстые, худые, низкие, высокие, кочевники и оседлые и т. п.

    Думаю, это и есть одна из главных причин, по которой Христа распяли: еврейские первосвященники понимали, что христианство принесло такое обновление всем культурам, что первосвященники будут не нужны. К тому же, Христос обратился к людям напрямую, обратился с самыми простыми речами, не требующими интеллектуального усилия. Тут, конечно, мне могут возразить и сказать, что Христос говорил притчами, но, во-первых, самое главное - любовь к Богу и к ближнему - Он проговорил прямо, как есть, без всяких притч, а, во-вторых, понимать притчу - это не то же самое, что знать множество текстов и ещё больше толкований. Здесь нужно лишь совсем чуть-чуть задуматься.

    Так что нет, никаких избранных народов больше нет - есть призванные. И это все. И в этом, безусловно, одно из величий и универсальности проповеди Христа.