Библия настолько многогранная книга, что может считаться в том числе и учебником по педагогике. Примеров этому предостаточно. Наиболее ярким из них является эпизод, связанный с личностью апостола Павла.
Павел, совершая свое второе миссионерское путешествие по городам Римской империи, прибыл в город Афины. Там он выступил перед членами Ареопага́ — верховного суда и наиболее авторитетного органа управления Афинами. Павел начал свою речь с того, что похвалил афинян за их набожность. Это, конечно, было педагогическим приемом и, по большому счету, преувеличением. Афиняне были закостенелыми язычника- ми: они почитали множество богов, каждому из которых поставили по жертвеннику. Греческие язычники были настолько суеверны, что боялись кого-то из своих богов обидеть. Поэтому афиняне на всякий случай воздвигли жертвенник в честь «неведомого бога», то есть того, имя которого им еще не известно.
Апостол Павел, встав перед членами Ареопага, похвалил афинян за такой поступок и сказал, что пришел открыть им имя того самого неведомого Бога — Бога христиан. Ареопаги́ты вначале с интересом слушали Павла, но затем отвергли его проповедь по причине своего неверия в воскресение мертвых. Несмотря на постигшую в Афинах неудачу, апостол не отказался от своей миссии.
В дальнейшем его ораторский талант принес свои плоды. Путешествуя по империи, Павел многих евреев и язычников обратил в христианство. Он находил те аргументы, которые помогали человеку убедиться в истинности и спасительности учения Иисуса Христа. Впрочем, не все слушатели Павла принимали христианство — в некоторых городах империи его проповедь даже встречала агрессию. Например, в Филиппах апостол Павел за свою миссию был избит палками.
Проповедь апостола была не только устной, но нашла отражение и в его посланиях. Отрывок из одного из них, Послания к Римлянам, Церковь предлагает услышать за утренним богослужением во 2-ю Неделю после Пятидесятницы:
Братья, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Приведенный отрывок из Послания к Римлянам является еще одним примером педагогической мудрости апостола Павла. Павел понимал, что христианская Церковь состоит из представителей различных национальностей и культур, соседство которых не всегда было мирным. Не- которые евреи, к примеру, были убеждены, что являются христианами «высшего сорта», а бывшие язычники должны во всем к ним прислушиваться. Апостол Павел пытался всячески примирить христиан и показать им, что перед Христом все люди, с одной стороны, равны, но при этом несут по отношению к Богу различную ответственность. С точки зрения святого Павла, евреи, безусловно, занимают в Церкви особое место. В том смысле, что народ израильский был в древности избран Богом. Господь через пророка Моисея дал евреям закон, который охранял их от влияния язычников. Но ко времени рождения Иисуса Христа иудеи исказили правильное понимание закона Моисея: вместо того чтобы воспринимать закон как средство для достижения спасения, они стали считать его некоей привилегией, знаком собственной исключительности. Апостол Павел спускает евреев с небес на землю, прямо заявляя, что каждый человек даст ответ Богу за прожитую жизнь. Причем народу избранному в этом аспекте будет даже сложнее, чем прочим народам. Ведь закон Моисея — это великий дар от Господа и большая ответственность. Народ, имеющий закон, будет судиться по всей строгости этого закона. Тот, кто закона не знает, по мысли апостола Павла, тоже предстанет перед Богом, но будет отвечать не за исполнение закона, а за то, жил ли он по совести или против нее. Таким образом, резюмирует апостол Павел, чем больше благодатных даров имеет человек, тем бо́льшую ответственность несет он за них перед Богом.
Текст — отрывок из книги священника Антония Борисова «Ловцы человеков. Апостольские чтения воскресных и праздничных дней».
В книге собраны апостольские чтения воскресных и праздничных дней и комментарии к ним доцента Московской духовной академии, автора и ведущего радио «Вера» священника Антония Борисова. Живые и лаконичные комментарии погружают читателя в историческую и культурную атмосферу первых лет существования Церкви, оживляют контекст апостольских посланий, предлагают поразмышлять над тем, что хотели сказать нам апостолы, и дают почувствовать, в каких условиях им приходилось жить и проповедовать.
М., Никея, 256 с.