Юлия Сысоева, руководитель Фонда помощи вдовам священников:
Эта евангельская история, пожалуй, известна каждому.
«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» (перевод: «Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи»). И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк 23:42).
Рядом с Господом распяли двух разбойников, проще говоря, бандитов и убийц. Они не были добрыми людьми, скорее всего, промышляли грабежами, сопряженными с убийствами, либо вели террористическую, как бы мы сегодня сказали, деятельность. Убивали с жестокостью, грабили, бросали умирать тех, кого не добили. Потом их поймали, судили и приговорили к казни. А дальше вмешивается Божественное милосердие. Один из них исповедует Господа и не просто, а с покаянием. Он говорит, что достойное по своим делам принимает. А потом обращается ко Христу и просит помянуть его во Царствии — не просит спасти, привести, избавить от мук, а просто вспомнить. А Господь не медлит, Он ему обещает сегодня же быть с Ним в раю. Представляете? А ведь у креста, возможно, стоят и те, кто потеряли своих близких от рук этого злодея. И тут Господь забирает его с собой в рай. Где же справедливое возмездие за боль и страдания, которые этот человек принес в мир?
Евангельские истории мы часто не воспринимаем как истории жизненные, которые происходят с нами здесь и сейчас. Наше восприятие, наш разум говорит, что это было там, давно, с неведомыми нам людьми…
Разбойнику благоразумному посвящено очень много внимания в богослужении, особенно на Страстной седмице. Перед каждым причастием, когда священник выносит чашу, мы тоже слышим об исповедании разбойника: «Яко разбойник, исповедаю Тя». Очень много трогательных, глубоких песнопений мы можем вспомнить про человека, имя которого знает один Господь.
Ведь для нас история его имени не сохранила — какие-то упоминания встречаются в апокрифах, но они сомнительны. Есть и два предания, описывающие встречу разбойника со Святым Семейством, — красивые и тоже вряд ли достоверные. Скорее всего, в жизни было все гораздо более прозаично и совсем не так романтично, как в этих преданиях. И в проповедях батюшки говорят о том, что мы все разбойники, даже если никого не убивали. Да, это все верно — и проповеди, и толкования. И даже красивые чудесные предания имеют право на существование.
Но хочется рассказать историю современного разбойника, которая произошла совсем недавно.
Началась она лет шесть назад с того, что один пожизненно заключенный по имени Рафик написал мне письмо. Почему мне? Потому что в библиотеке колонии случайно прочитал брошюру отца Даниила Сысоева. Этнический мусульманин, татарин по национальности, осужденный за убийства, вдруг читает случайную брошюру, и что-то в его душе меняется, что-то задевает глубины его сердца и заставляет его написать письмо жене этого известного священника.
В письме он просит выслать ему еще православной литературы, делится своими мыслями и сомнениями. Я ему собрала бандероль с самыми разными книгами и написала ответ с пожеланием принять Святое Крещение и стать Рафаилом.
Долго от него не было вестей, я уже и забыла про этот эпизод. И вот однажды пришла от него открытка с совершенно потрясающими вестями о том, что он принял Крещение, осознанное и выстраданное, после долгих колебаний. И теперь он Рафаил. Крестился на Пасху в 2019 году. Мне показалось, что в тот момент я испытала то чувство, как ангелы ликуют на небесах, потому что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15:7). В тот момент я прочувствовала это физически, я прожила эту радость.
И здесь все хорошо и все чудесно: и крест, и разбойник благоразумный, и наше время — все происходит сейчас. Но весь этот пазл прекрасно складывается в твоей голове, пока не ты не осознаешь, что конкретно он сделал и кем был, когда был Рафиком. Вот тут становится не по себе от страха. Он совершил несколько жестоких убийств с целью грабежа. Когда читаешь о его преступлениях, то оторопь берет...
Нет, не хочется знать, что он делал. Это было до покаяния. Но как Господь даже таких людей прощает? Как вытаскивает с самого дна падения? Вот что не вмещает твой ум на самом деле. И не вмещают умы многих людей — в том числе и православных, которые ратуют за смертную казнь, например. Ну казнили бы его, не было бы покаяния. Ему понадобилось несколько лет прожить в тюрьме, чтобы прийти к этому. А ведь кто-то так и не приходит.
Разве не оставляет Господь девяносто девять овец в горах ради одной заблудшей? Тем не менее люди спрашивают: если совершил тяжкий грех, будет ли прощение?..
Мы абсолютно верим, что Бог полностью простил Рафаила — умер старый Рафик в водах Крещения и родился новый безгрешный.
И тут опять недоумение: такое можно простить? А как люди, которых он лишил близких? А как жертвы, которых он убил топором и молотком, они захотят с ним оказаться в раю? Обняться с ним, как с братом? Сесть рядом, как Господь говорил, что волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе (Ис 11:6)?
И тут человеческое понимание дает сбой и идет в отказ, как дает сбой компьютерная программа. Человек хватается за кобуру справедливости. Требует суд, казнь, можно и четвертование для «таких нелюдей, как этот». Человек расстегивает кобуру справедливого гнева и говорит, что «не обязан содержать такую гниду пожизненно в тюрьме на свои налоги». «Он будет там кашу жрать, а я платить за него?» Праведный гнев охватывает умы многих. Эти умы сразу вспоминают аргумент, что начальствующий в народе своем не напрасно носит меч. Но этот аргумент имеет отношение не к бурлящему разуму, а к системе правосудия. Наказания никто не отменял и старый Рафик так и будет до конца жизни в тюрьме…
Потом мы идем в храм и слышим: «Разбойника благоразумного» Евангельское чтение, как Господь, будучи распятым на Кресте, Сам изнемогая от боли, обливаясь кровью, прощает жестокого грешника, попросившего Его.
И мы умиляемся, в сердце восходит надежда, что и нас, хороших людей, не воровавших, не убивавших, Господь простит. И того хорошего соседа, который жил, мухи не обидев, Господь простит — неважно, верил сосед в душе или совсем Бог ему не интересен, главное — хорошим человеком был. Но видя другой пример, даем волю «праведному гневу», требуем возмездия, выносим вердикт, что «таким гореть в аду».
И речь не о том, какие мы, а том, как милосерден Господь и как Он продолжает прощать — даже за самые тяжкие деяния — при условии покаяния.
Милосердие Божие далеко не всегда совпадает с нашим представлением о Божием милосердии.
PS
Мы продолжили переписку с Рафаилом после его Крещения. Его письма всегда исполнены огромной глубинной веры и покаяния. Он живет довольно напряженной духовной жизнью. В пожизненных колониях из-за особенностей режима не так просто добиться исповеди и причастия. Иногда он жаловался, что не может долго причаститься, потому что священник не приходит — тогда становится очень тяжело, жить без причастия невозможно. Читая такие строки, особенно начинаешь ценить возможность нашего свободного причастия, открытые храмы…