Общая история (+АУДИО)

Визит Патриарха Кирилла в Польшу, теплый прием, который ему оказывают поляки, православные и католики, совместное обращение, которые приняли лидеры двух национальных Церквей - Патриарх Кирилл и архиепископ Жозеф Михалик - все эти события оказались где-то на третьем месте, а на первом - известный скандал. Но по своему подлинному значению именно визит Патриарха в Польшу неизмеримо более важен, и последствия его будут куда более глубокими.

В истории обеих стран религиозное переплеталось с национальным - в этом нет ничего удивительного; и это не обязательно плохо. Христос спасает не абстрактных людей, а людей конкретных, принадлежащих к определенным языкам и культурам, Евангелие созидает не только отдельные души, но и народы - их литературу, их искусство, архитектуру и историю.

Один из центров Русского Православия, Троице-Сергиева Лавра, известна не только как монастырь, но и как крепость, в свое время  героически выстоявшая осаду польских интервентов и их союзников. Бывая в этом месте, я убеждался в двух вещах  - это духовный центр нашей страны; поляки хотели его уничтожить.

Общая история (+АУДИО)
 
 
Осада Троицко-Сергиевой Лавры В.П. Верещагин 1891г

Однако в дальнейшей истории, когда Польша пришла в упадок, а Россия укрепилась, нашествия, обиды и притеснения пришлось терпеть уже полякам. В XVIII веке Польша, ослабленная внутренними неустройствами, была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. Польский народ вступил в долгий период выживания под пятой иноземных владык. Возникавшие время от времени восстания сурово подавлялись. Власти России проводили политику русификации - вытеснения польского языка и культуры с целью интеграции Польши в состав Империи.

Как это бывает с угнетенными нациями (вспомним, например, Ирландию под властью Британцев), поляки с удвоенной силой держались за свою католическую веру, видя в ней не только утешение перед лицом невзгод, но и гарант сохранения национальной идентичности.

После революции в России и советско-польской войны, Польша пережила короткий период независимости, затем - началось гитлеровское вторжение с одной стороны, и сталинское - с другой. Один из самых мрачных эпизодов этого времени является массовый расстрел польских офицеров по приказу Сталина. Впрочем, эпизодов чудовищной жестокости и человеческого страдания в истории Польши было много, после чрезвычайно свирепой нацисткой оккупации Польша попала под контроль СССР, и, формально сохраняя независимость и возможность развивать свою культуру, стала вассалом своего могущественного соседа. Католическая Церковь приобрела огромный авторитет как центр сопротивления коммунистической идеологии - более того, она сыграла немалую роль в падении коммунизма.

Учитывая такую историю, неудивительно, что в Польше очень глубокие корни имеет национализм, воспринимающий Католичество как фундамент своей идентичности и Россию - как своего главного врага. Проявляя дружелюбие по отношению к Русской Православной Церкви, польская католическая иерархия идет против воли части своих прихожан - и это само по себе немалая победа Евангелия над националистической озлобленностью.

В России не уделяют Польше особенного внимания; большинству русских просто нет до поляков никакого дела. На роль “врагов нации” обычно ищутся более могущественные державы. Но когда люди сталкиваются  с тем, как сами поляки видят свою историю - как историю горьких обид, нанесенных восточным соседом, они часто злятся. Мы все хотим видеть в истории Отечества только славные и героические страницы. То, что другой народ видит совсем другое - даже если у него есть на это основания - вызывает немалое раздражение, и поиски того, что мы, со своей стороны, могли бы предъявить полякам.

Но мы живем в падшем мире, и история любой страны - давайте признаем это - полна тяжкого греха. Мы должны научиться любить свою страну - и даже гордиться ей - несмотря на это. Точно также, как, скажем, англичане гордятся своей родиной, несмотря на все грехи Британской Империи, а испанцы гордятся Испанией.

Ничего не поделаешь - разные нации рассказывают историю по-разному. Но у русских и поляков есть история, которая их объединяет - и это не история войн и притеснений. Это история спасения, история Воплощения, проповеди, Смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, история, которая возвещается на каждой Православной Литургии - и на каждой Католической Мессе.

Христос умер и за грехи русских и за грехи поляков. Он воскрес ради спасения нас всех. Как говорит Апостол, “Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, (Еф.2:14)”

0
0
Сохранить
Поделиться: