Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Об Успении Богородицы мы не узнаем из книг Нового Завета. Все, что мы знаем об этом событии, донесло до нас церковное предание. И — иконы.
«Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова и другие апокрифы, труды Иоанна Дамаскина, праздничные каноны — все эти тексты и легли в основу иконографии этого великого праздника, самого последнего в церковном году.
Когда Мария получила от архангела Гавриила весть о близкой встрече с Сыном, апостолы были далеко от Нее. Но, как пишет Иоанн Дамаскин, «тех, которые были рассеяны по всей земле… со всех концов земли в Иерусалим доставило облако, как сеть, которая сгоняет и собирает орлов».
Иконографический вариант Успения, где изображено чудесное прибытие апостолов в сопровождении ангелов, и называется «облачным Успением». По иконописной традиции, разновременные события здесь изображены рядом.
В верхней части образа — прибытие учеников Христа, в нижней — прощание тех же учеников с Богоматерью. На иконе мы видим только апостолов от 12-ти, хотя, согласно преданию, прибыли и другие. Но вместить всех и без того подробная композиция не в силах. Интересно, что иконописцы по-разному изображали сами облака. На замечательных русских иконах, таких как «Успение» из Десятинного монастыря, «облачные апостолы» летят в похожих на пещеры или раковины облаках с закрученными краями. Они буквально несутся в Иерусалим. На иных иконах ученики Христовы как бы восседают в небесных лодках.
Единственный апостол, не попавший на прощание, — Фома. Возносясь на небо, Богородица вручила ему свой пояс. Этот эпизод тоже можно увидеть в «облачной» части иконы