О чем молчат фрески Углича

Среди огромного количества храмов, украшающих город, выделяется храм царевича Димитрия «на крови», который стоит на высоком берегу Волги на территории Угличского кремля, ставшего ныне государственным музеем.

О чем молчат фрески Углича

Храм этот был построен в 1692 году на месте прежней деревянной шатровой церкви, поставленной в 1630 году по указу царя Михаила Федоровича, первого из рода Романовых, в память о гибели царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, последнего из рода Рюриковичей.

О чем молчат фрески Углича

Памятник царевичу Димитрию установлен возле княжеских палат. Автор памятника – игумен Рафаил, настоятель храма Архангела Михаила в Бору, в миру известный художник-авангардист Сергей Борисович Симаков. В восьмидесятые годы они с супругой Еленой Котиковой покупают под Угличем небольшой домик, ходят в храм в соседнее село Архангельское. Через семь лет Сергей Борисович был рукоположен в священники, после смерти матушки он принимает постриг с именем Рафаил. Образ царевича был взят им с картины Михаила Нестерова «Димитрий-царевич убиенный».

В храмовой части на западной стене, там, где обычно изображаются сцены Страшного суда, мы видим росписи второй половины XVIII века, которые изображают смерть царевича Дмитрия и расправу толпы над убийцами. Предполагается, что они выполнены артелью московского подрядчика Сапожникова в 1772 году. Росписи эти рассказывают нам так называемую «угличскую» версию коварного убийства юного царевича, которая отличается от «московской» версии о несчастном случае.

О чем молчат фрески Углича

О чем же говорят эти фрески? Внимательно, шаг за шагом, сцена за сценой рассматриваем мы росписи, в подробностях описывающие те давние события.

В жаркий субботний полдень 15 мая 1591 года нянька царевича Василиса Волохова уговаривает Марию Нагую отпустить сына погулять во дворе. Получив разрешение, она вместе с царевичем спускается с крыльца.

О чем молчат фрески Углича

Здесь к ним подходит сын Василисы Волоховой Осип и говорит: «Государь, у тебя новое ожерельице на шейке»? Ребенок, ничего не подозревая, поднимает голову и отвечает: «Да нет, Осип, оно у меня старое, еще вчерашнее». Осип, достав из рукава нож, наносит удар по горлу ребенка. Брызнула кровь. Осип испугался, бросил нож, убежал.

О чем молчат фрески Углича

Но его помощники Никита Качалов, племянник старшего думного дьяка Михаила Битюговского и сын его Данило, прятавшиеся под лестницей, довершают дело дело — они убивают царевича. Это видит звонарь соборной колокольни Федот Афанасьев по прозвищу Огурец. Он бежит на колокольню и звонит в колокол — над городом звучит набат.

О чем молчат фрески Углича

Угличане, поднятые набатом, сбегаются на территорию царицыного двора и видят: на земле истекает кровью царевич, рядом в слезах убивается его кормилица Арина Тучкова.

О чем молчат фрески Углича

Потрясенные увиденным угличане устроили жестокую расправу над виновниками злодейского убийства. Без суда и следствия забиты были камнями государевы люди, присланные Годуновым, их тела сброшены в кремлевский ров.

О чем молчат фрески Углича

В Москву на царский двор отправляются гонцы с печальной вестью: «на Угличе не стало царевича». Через четыре дня в Угличе появляется государственная комиссия, которую возглавлял боярин Василий Шуйский, будущий русский царь. В течение двух недель было допрошено около 150 человек, и после того, как завершено было следствие, в Москву был сделан доклад: «Царевич погиб Божьим Промыслом».

О чем молчат фрески Углича

По официальной, как здесь говорят «московской», версии, царевич, играя в ножички с мальчишками, во время приступа болезни упал и накололся на нож, получив смертельную рану. На город обрушились репрессии. 200 человек было казнено, многим отрезали языки, многих посадили в острог. Был наказан и набатный колокол. Его сбросили с колокольни, ему, как преступнику, отрубили ухо — он не то услышал, ему вырвали язык — чтобы не болтал. Над ним совершили гражданскую казнь: его лишили крестного знамения и высекли, он получил двенадцать ударов плетьми — по количеству убитых угличанами государевых людей. Шестьдесят семей сослали в Сибирь на вечное поселение, вместе с ними отправился в ссылку и колокол. Почти год тащили его за собой ссыльные до города Тобольска.

О чем молчат фрески Углича

Тобольский воевода удивился такому арестанту и записал в своей книге: «первоссыльный неодушевленный из Углича». Колокол был без креста, и его повесили на торговой площади, где он отбивал часы. Триста лет находился колокол в тобольской ссылке. Лишь только по указанию императора Александра Третьего 21 мая 1892 года на пароходе московской фирмы «Самолет» колокол вернулся в родной город.

О чем молчат фрески Углича

Новый собор построен таким образом, что его северная стена находится на том самом месте, где некогда была южная стена старого собора. Собор этот уникален и заслуживает отдельного рассказа. В тридцатых годах XIX века к собору был пристроен придел Похвалы Пресвятой Богородице, расписанный местными мастерами.

Царевич Димитрий был погребен в Спасо-Преображенском соборе города Углича, расположенном здесь же, на территории княжеского дворца. Мария Нагая за недосмотр за ребенком была пострижена в монахини угличского Богоявленского монастыря с именем Марфа.

О чем молчат фрески Углича

О чем молчат фрески Углича

Фрагмент фундамента старого Спасо-Преображенского собора

А история царевича на этом не заканчивается. В 1598 году умирает бездетный царь Федор Иоаннович, и земский собор избирает царем Бориса Годунова. Но триумф нового царя продлился недолго. В 1604 году в Польше объявляется самозванец, утверждавший, что в Угличе был убит не царевич, а кто-то совсем другой. Армия этого самозванца с триумфом проходит по всей России и подступает к Москве. Вызванная из северного монастыря Мария Нагая признает в самозванце своего чудом спасшегося ребенка. По рассказам иностранных гостей, «мать с сыном, взявшись за руки, вместе вступают в Москву».

О чем молчат фрески Углича

Рядом с алтарем сохранилась небольшая фреска, изображающая царевича Димитрия, положенного в серебряную раку. Считается, что она указывает место, где был погребен царевич Димитрий в соборе XV века.

Недолго царствовал самозванец на московском троне. В народе зрело недовольство новым царем, гнушавшимся русских обычаев. В апреле 1606 года Лжедмитрий был убит. Новым русским царем становится Василий Шуйский, тот самый, который пятнадцать лет назад подписал акт о несчастном случае с царевичем Димитрием. В Углич вновь прибывает правительственная комиссия, которую возглавляет митрополит Филарет и которая должна достоверно доказать, что пятнадцать лет назад был убит именно царевич и что тело его покоится там, где и было захоронено — в Спасо-Преображенском соборе, в родовой усыпальнице угличских князей.

28 мая 1606 года тело царевича выносят из Спасо-Преображенского собора и на руках, на специально сделанных для этого носилах, несут в Москву. Огромные толпы людей двинулись вслед за царевичем. Это был большой крестный ход. На окраине города в течение суток прощались угличане с телом царевича.

О чем молчат фрески Углича

Перед Москвой процессию встречает Василий Шуйский, Мария Нагая, в очередной раз признавшая в убиенном отроке своего сына. Царевич Димитрий был торжественно захоронен в Архангельском соборе Московского кремля. 3 июня 1606 года царевича Димитрия причислили к лику святых.

 

Текст и фото Владимира Ештокина

 

 

ЕШТОКИН ВладимирЕШТОКИН Владимир
рубрика: Авторы » Е »
фотограф
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (7 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.