Среди огромного количества храмов, украшающих город, выделяется храм царевича Димитрия «на крови», который стоит на высоком берегу Волги на территории Угличского кремля, ставшего ныне государственным музеем.
Храм этот был построен в 1692 году на месте прежней деревянной шатровой церкви, поставленной в 1630 году по указу царя Михаила Федоровича, первого из рода Романовых, в память о гибели царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, последнего из рода Рюриковичей.
В храмовой части на западной стене, там, где обычно изображаются сцены Страшного суда, мы видим росписи второй половины XVIII века, которые изображают смерть царевича Дмитрия и расправу толпы над убийцами. Предполагается, что они выполнены артелью московского подрядчика Сапожникова в 1772 году. Росписи эти рассказывают нам так называемую «угличскую» версию коварного убийства юного царевича, которая отличается от «московской» версии о несчастном случае.
О чем же говорят эти фрески? Внимательно, шаг за шагом, сцена за сценой рассматриваем мы росписи, в подробностях описывающие те давние события.
В жаркий субботний полдень 15 мая 1591 года нянька царевича Василиса Волохова уговаривает Марию Нагую отпустить сына погулять во дворе. Получив разрешение, она вместе с царевичем спускается с крыльца.
Здесь к ним подходит сын Василисы Волоховой Осип и говорит: «Государь, у тебя новое ожерельице на шейке»? Ребенок, ничего не подозревая, поднимает голову и отвечает: «Да нет, Осип, оно у меня старое, еще вчерашнее». Осип, достав из рукава нож, наносит удар по горлу ребенка. Брызнула кровь. Осип испугался, бросил нож, убежал.
Но его помощники Никита Качалов, племянник старшего думного дьяка Михаила Битюговского и сын его Данило, прятавшиеся под лестницей, довершают дело дело — они убивают царевича. Это видит звонарь соборной колокольни Федот Афанасьев по прозвищу Огурец. Он бежит на колокольню и звонит в колокол — над городом звучит набат.
Угличане, поднятые набатом, сбегаются на территорию царицыного двора и видят: на земле истекает кровью царевич, рядом в слезах убивается его кормилица Арина Тучкова.
Потрясенные увиденным угличане устроили жестокую расправу над виновниками злодейского убийства. Без суда и следствия забиты были камнями государевы люди, присланные Годуновым, их тела сброшены в кремлевский ров.
В Москву на царский двор отправляются гонцы с печальной вестью: «на Угличе не стало царевича». Через четыре дня в Угличе появляется государственная комиссия, которую возглавлял боярин Василий Шуйский, будущий русский царь. В течение двух недель было допрошено около 150 человек, и после того, как завершено было следствие, в Москву был сделан доклад: «Царевич погиб Божьим Промыслом».
По официальной, как здесь говорят «московской», версии, царевич, играя в ножички с мальчишками, во время приступа болезни упал и накололся на нож, получив смертельную рану. На город обрушились репрессии. 200 человек было казнено, многим отрезали языки, многих посадили в острог. Был наказан и набатный колокол. Его сбросили с колокольни, ему, как преступнику, отрубили ухо — он не то услышал, ему вырвали язык — чтобы не болтал. Над ним совершили гражданскую казнь: его лишили крестного знамения и высекли, он получил двенадцать ударов плетьми — по количеству убитых угличанами государевых людей. Шестьдесят семей сослали в Сибирь на вечное поселение, вместе с ними отправился в ссылку и колокол. Почти год тащили его за собой ссыльные до города Тобольска.
Тобольский воевода удивился такому арестанту и записал в своей книге: «первоссыльный неодушевленный из Углича». Колокол был без креста, и его повесили на торговой площади, где он отбивал часы. Триста лет находился колокол в тобольской ссылке. Лишь только по указанию императора Александра Третьего 21 мая 1892 года на пароходе московской фирмы «Самолет» колокол вернулся в родной город.
Царевич Димитрий был погребен в Спасо-Преображенском соборе города Углича, расположенном здесь же, на территории княжеского дворца. Мария Нагая за недосмотр за ребенком была пострижена в монахини угличского Богоявленского монастыря с именем Марфа.
А история царевича на этом не заканчивается. В 1598 году умирает бездетный царь Федор Иоаннович, и земский собор избирает царем Бориса Годунова. Но триумф нового царя продлился недолго. В 1604 году в Польше объявляется самозванец, утверждавший, что в Угличе был убит не царевич, а кто-то совсем другой. Армия этого самозванца с триумфом проходит по всей России и подступает к Москве. Вызванная из северного монастыря Мария Нагая признает в самозванце своего чудом спасшегося ребенка. По рассказам иностранных гостей, «мать с сыном, взявшись за руки, вместе вступают в Москву».
Недолго царствовал самозванец на московском троне. В народе зрело недовольство новым царем, гнушавшимся русских обычаев. В апреле 1606 года Лжедмитрий был убит. Новым русским царем становится Василий Шуйский, тот самый, который пятнадцать лет назад подписал акт о несчастном случае с царевичем Димитрием. В Углич вновь прибывает правительственная комиссия, которую возглавляет митрополит Филарет и которая должна достоверно доказать, что пятнадцать лет назад был убит именно царевич и что тело его покоится там, где и было захоронено — в Спасо-Преображенском соборе, в родовой усыпальнице угличских князей.
28 мая 1606 года тело царевича выносят из Спасо-Преображенского собора и на руках, на специально сделанных для этого носилах, несут в Москву. Огромные толпы людей двинулись вслед за царевичем. Это был большой крестный ход. На окраине города в течение суток прощались угличане с телом царевича.
Перед Москвой процессию встречает Василий Шуйский, Мария Нагая, в очередной раз признавшая в убиенном отроке своего сына. Царевич Димитрий был торжественно захоронен в Архангельском соборе Московского кремля. 3 июня 1606 года царевича Димитрия причислили к лику святых.
Текст и фото Владимира Ештокина