В общем, говорить о деньгах не очень принято, но все-таки можно, если исходить из слов Христа: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою (Мф 16:26)? Не будем оттачивать свой ум на том, что богатые тоже плачут; это уже достаточно хорошо известно. Лучше подумаем о тех, кто вокруг.
Сейчас всякая пресса наперегонки пишет о чудовищных тратах богатых; если это публикуется, значит, это кому-то очень интересно. Интересующиеся условно делятся на две группы, попроще и не очень. Те, кто попроще, завидуют истово, откровенно и мечтают либо о том, как они бы оттягивались на описываемой яхте, либо о том, что бы они себе завели вместо нее. Оно конечно, это не просто грех зависти, но и греховное мечтание — довольно тяжкий грех, потому что вышибает человека из его собственной жизни, и при этом даже не в чужую жизнь, а просто в никуда, потому что ни яхты, ни ее стоимости мечтателю ни в жисть не видать. А недоброжелательство в таком случае растет обратно пропорционально собственному достатку (хотя, может быть, богатые, но не очень, гораздо сильнее недолюбливают очень богатых, — не знаю, незнакома). Однако от мечтаний можно и опомниться, о чем свидетельствует замечательный анекдот: супруги покупают лотерейный билет и мечтают выиграть машину и поехать в ней на юг. Возникает спор, куда ехать: в Крым или на Кавказ. Спор становится все ожесточеннее, пока муж не кричит в запальчивости: «А ну, выходи из машины!». На том все и кончилось, и слава Богу.
От якобы возвышенной не-любви опомниться труднее, и поэтому хуже обстоит дело со второй группой; входящие в нее считают себя людьми не завистливыми, но возлагают ответственность за то, что у них нет того, что есть у других, в конечном итоге непосредственно на Бога (ну, еще и на Церковь). Внешне это выглядит куда как прилично: мы печалимся о том, что не все в мире так хорошо, как надо бы. И почему некий Х, человек заведомо недостойный (уж я-то знаю!), купается в деньгах (при этом даже от себя тщательно прячется продолжение: а я нет)? И куда Бог смотрит? И почему Церковь его не разоблачает, а даже награждает за щедрые дары?
Опаснее всего в этом маска личной незаинтересованности, тем более что недовольство Создателем и Его Церковью распространяется и на вещи нематериальные. Несколько лет назад мне выражалось глубокое возмущение тем, что человек скандальной репутации широковещательно венчался. Упрек был адресован клиру: как они могли? Я туповато посмотрела на пламенного ревнителя благочестия и скучным голосом спросила: «Канонические препятствия для совершения таинства имеются?». Таковых не оказалось, и поток гневных речей иссяк, но негодование осталось.
А разве нас не предупреждают, что один грех тянет за собой по цепочке и все другие? Вот и от зависти до богопротивления оказывается очень недалеко… Но ведь начало борьбы с этим грехом в рассматриваемом случае очень простое: не читать светской хроники и гламурных статей. Не участвовать в разговорах о том, у кого сколько денег (краденых, что для собеседников само собой разумеется), — это дело налоговой инспекции и/или прокуратуры. Благодарить за то, что Бог дает лично мне, и не слишком интересоваться тем, что Он дает кому-то другому.
В «Хрониках Нарнии» Аслан неоднократно говорит: «Я рассказываю каждому только его историю».