Вопрос читателя:

Здравствуйте! У меня трое деток, старшая дочь пошла в 4 класс, по учебным вопросам все неплохо, Слава Богу. Но по дому делать ничего не хочется ей, делает, что хочет... Кружок не хочет выбирать, только на велосипеде любит кататься, да иногда во дворе побегает. Правильно ли я делаю, что заставляю, порой с повышением голоса, ее делать дела по дому, хоть как-то мне помогать? Ведь труд облагораживает человека, да и молитва тоже. А у нас все из-под палки.

Анастасия

Ответ священника:

Дорогая Анастасия, невозможно дать консультацию по воспитанию ребенка, если не видеть ребенка и лично не поговорить обстоятельно с родителями, а еще лучше — не посмотреть, как на самом деле все устроено в домашней жизни. Вариантов может быть очень много... Поэтому я могу высказать какие-то общие соображения, а дальше Вы или возьмете что-то на вооружение, или лично проконсультируетесь, вероятно, с детским психологом.

Мне больше всего понятен момент насчет кружка: любой человек в определенный период жизни может не хотеть дополнительных занятий. Например, он и так занимается тем, что ему нравится (велосипед, двор), среди кружков нет такого, который его бы заинтересовал, не нравятся педагоги и другие ученики — ну не привлекает человека коллектив, что ж его туда, палкой загонять? Я бы посоветовал тут присмотреться к тем занятиям, которые дочке нравятся (судя по письму, это спорт) и предложить ей самой не выбрать из предложенных кружков, а рассказать, что ей нравится, какие люди ее привлекают, на кого хочется быть похожей. Вполне возможно, что из этих разговоров станет ясно, к чему дочь влечет. Но если выберете спортивную секцию — внимательно следите, чтобы достижения не становились главной целью и чтобы не получилось так, что тренер заставляет работать на износ так, что это уже вредит здоровью. Одно дело — обретать спортивную форму и дисциплинироваться ради результата, но сохраняя здоровье, совсем другое — когда речь идет о спорте высоких достижений и работа явно идет во вред. Также внимательно смотрите за настроением дочери и, если будет что-то подозрительное, всегда будьте на ее стороне и не стесняйтесь выяснять, что и как. И отзывы на тренера очень важны. Как, впрочем, и на любого другого педагога.

Сейчас только начало сентября, запись в кружки только-только начинается на учебный год — вполне может быть, что дочка потянется куда-то вслед за подружкой. Я бы советовал не препятствовать выбору и, если дочка с одного кружка захочет перейти на другой, перейти, чтобы дать ей возможность попробовать разное и на чем-то одном остановиться.

Что касается дома, я бы предложил начать с очень простых коротких и легких дел. Бывает, детям нравится мыть посуду, пылесосить (как ни странно, есть прямо любители этого дела), выбирать товары в магазине, мыть овощи, что-то простое нарезать, протереть холодильник, пыль кое-где, подмести... Не надо сразу список: что-то простое и краткое по времени. И непременно, как бы ни было сделано дело, хвалить дочку за помощь: «Какая ты умница! Как хорошо сделала! Как приятно, что ты сделала это по дому вместе со мной — а теперь иди занимайся своими делами». Если дело само по себе дочери неинтересно, ей будет тепло от Вашей похвалы — и она постепенно будет втягиваться.

Сама по себе она вряд ли предложит, но если Вы постепенно введете в режим дня или недели какой-то стереотип (позанималась — давай уберем карандаши и тетради, поиграла — давай поставим игрушки на место, сегодня вторник — мы протираем пыль в твоей комнате вместе, выпила чаю — вымой за собой кружку и т.п.), через какое-то время она привыкнет. Повторюсь: не забывайте хвалить дочку, а если она делает что-то не так — не ругайте, а скажите: «Смотри, как еще можно это делать» — покажите, как сделать лучше. Дайте себе и ей время и запаситесь терпением.

Я понимаю, что с тремя детьми очень непросто, особенно в плане спокойствия и терпения, но вектор должен быть такой.

Что касается молитвы — ни в коем случае не заставлять! Невольник — не богомольник, это давно известно. Пусть, видя, как Вы молитесь, дочка сама захочет к Вам присоединиться, чтобы быть поближе к любви и теплу, благодати, которую Вы стяжаете, когда молитесь. Полное правило ей рано читать, можно прямо сказать: «Это, дорогая, для взрослых, вот вырастешь — тогда будешь читать, а сейчас пока молись кратко». Детям всегда очень нравятся взрослые вещи — и пусть в душе у дочурки будет стремление к молитве как к чему-то желанному, серьезному, но никак не отношение «меня снова заставили читать молитвы». Покажите дочери красоту молитвы, но только там, где Вы сама ее видите. Научите ее говорить с Богом, своими словами открывать перед Ним свое сердечко... И так шаг за шагом дочка будет приобщаться ко храму.

Могут возникнуть новые темы: школьные друзья начнут спрашивать про храм, молитвы, могут быть и насмешки... Вам нужно научить дочку правильно реагировать и на ее уровне — на уровне четвероклассников — отстаивать свое, дружить, но говорить: «А вот это мне неприятно», а не идти постоянно на компромиссы, отказываясь от своих ценностей. Это огромная работа, сложная — и не все будет удаваться сразу.

И еще напомню про режим дня. Дети, особенно после лета, с трудом и капризами вписываются в режим — но если он есть (и в нем заложены промежутки времени на домашние дела), им, на самом деле, проще. Можете вместе с дочкой продумать часть режима, отметить, когда она занята чем-то по дому — и следить, чтобы эти занятия (повторюсь, небольшие и на первое время особенно легкие) не пропускались.

Бог в помощь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
13
Сохранить
Поделиться: