
Вопрос читателя:
Добрый день! Постоянно наблюдаю такую картину в храме на литургии, при возгласе священника «Святая Святым» чуть ли не все прихожане бахаются на колени и бьют заменой поклон. Я раньше тоже так делал, пока не озадачился и все не выяснил! Это же призыв христиан к причастию и земной поклон тут неуместен, он уместен совершенно в другом месте Божественной литургии! Однако, батюшки никогда это пастве не объясняют, а хорошо бы!
Спаси Господи!
Отвечает иерей Сергий Савенков:
Уважаемый Александр, возможно это прозвучит необычно, но в православной церкви нет единого правила о поклонах. В различных книгах и брошюрах часто печатают рекомендации, на которые можно ориентироваться, но не нужно возводить их в ранг непререкаемого авторитета.
Самые авторитетные источники по данной теме — Вселенские соборы и правила святых отец: 20 правило Первого Вселенского Собора, 91 правило Василия Великого, 90 правило Шестого Вселенского Собора, 15 правило Петра Александрийского, 1 правило Феофила Александрийского. Все эти каноны говорят о том, что на Пасху, или шире, в любой воскресный день, верующие не преклоняют колена. Объясняя причину такого поведения святитель Василий Великий пишет: «При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, что через грех низпали на землю, и то, что через человеколюбие создавшаго нас, мы снова воззваны на небо» (К блаженному Амфилохию из 27 главы книги святого Василия о Святом Духе Правило 91 Василия Великого [священноисповедник Никодим (Милаш), Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями. «Отчий дом». Москва, 2001 г.])
Вторая группа источников — это типиконы, книги в которых содержаться правила совершения богослужения и монастырского обихода. Указания о совершении поклонов в этих книгах отражают практику древних храмов и монастырей, а особенно монастыря святого Саввы Освященного в Иерусалиме. Кроме типикона о совершении поклонов говорится в служебнике и в других богослужебных книгах. Разные редакции этих книг, а тем более богослужебные книги разных поместных православных церквей содержат разные указания о том, когда и какие поклоны нужно совершать. Кроме того, есть поклоны, не прописанные нигде, но неукоснительно соблюдаемые. К последней категории можно отнести и поклон на «Святая святым». Целесообразность его совершения может быть оправдана тем, что в это время священник возносит Святые Дары, и именно им кланяются люди. По аналогии мы преклоняем главу, когда священник осеняет нас Святым Евангелием или осеняет нас крестным знамением.
Такое разнообразие сведений говорит о том, что поклоны — это дело благочестия и церковной дисциплины. Кроме того, устав поклонов в каждом храме определяет священник, поэтому я бы советовал вам ориентироваться именно на вашего настоятеля.
Мир вам и радость от Господа!
Где нет правила, там хаос. Всего доброго
На "Святая святым" поклонов нѣсть. Зато по преложении даров и по "Достойно" - всегда земной. Даже и на самую Пасху. Последнее не считалось нарушением постановлений соборов, поскольку связано с почитанием, а не с покаянием. Об этом есть кое-что у Иоанна Постника
Устав о поклонах на суточном круге изложен в Типике в триодной части. Речь конечно о земных поклонах (иначе "метаниях"). В службах с "Бог Господь" почти все они заменяются поясными.
Подробное изложение устава о поклонах, в т.ч. и на литургии есть в т.н. "Учебной псалтири" 17 века.
Четко всё расписано о поклонах у свт. Игнатия (Брянчанинова) в "Приношении современному монашеству". Наберите в поиске - Игнатий Брянчанинов о поклонах в церкви.
Как видно из названия труда и введения к нему, оно обращено к монашествующим. А потому использовать эти наставления мирянам самостоятельно может быть не только не полезно, но даже опасно. При прочтении любого рода наставлений необходимо обсудить с духовником, нужно ли их исполнять именно Вам.
Иногда во время службы так хочется в благодарность Господу и от чувства сокрушения и покаяния опуститься на колени, но как вспомню мнение таких вот осуждающих писак, то остаётся поискать глазами укромный уголок и не найдя остаться стоять вместе со всеми дальше, потому как "не положено". Эх...
Не надо абсолютизировать так любые тексты. Я как редактор "Фомы" всё время вынужден сам бороться с попыткой воспринимать то, что мы пишем как некую абсолютную истину или обязательный к исполнению запрет, под страхом наказания. Не нужно журнал воспринимать с такой обречённостью. Есть у Вас потребность преклонить колени, делайте. И даже если кто-то замечание сделает, -- это разве настолько страшно и обидно? Перед лицом Божиим, мне думается, всё это не имеет значения. Так что если так сильно желание поклониться Господу Богу, то и не мучайтесь так.
Это все началось с меня. Мне стало интересно, в какой момент Литургии происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, и я "погуглил". Интернет меня дезинформировал, что происходит это на возгласе "Святая - святым". И я проявил инициативу. Стал делать земной поклон на этот возглас. Причем ходил я в один небольшой московский храм с небольшой же общиной, но традиция "ушла в народ". Причем эту традицию разнесли люди по всем храмам и весям. Честно говоря, я теперь себя очень неуютно чувствую, когда люди в храме на этот возглас делают земной поклон...
Я поклоны на этом возгласе видел задолго до возможности погуглить. Интернета ещё не было )
Вере.
К сожалению, внешнее, показное благочестие приобретается нами значительно быстрее, чем правильное молитвенное настроение. А "благочестивые" почему-то имеют привычку показывать своё благочестие на виду всего храма, а не где-то в уголке. После этого все остальные начинают чувствовать себя неловко, если тоже не "бухаются" на колени в определенный момент службы, что бы ни говорили святые отцы. Поэтому в бытность ректором МДА покойный блаженнейший Владимир (Сабодан) запретил вставать на колени в алтаре академического Покровского храма кому бы то ни было. И это строго соблюдалось.