Когда приемного ребенка можно отдавать в детский сад? По какому принципу выбрать школу? Как ребенку сказать одноклассникам, что он — приемный?
фото Екатерины Черкасовой
Адаптация. Детский сад
«Прежде чем отдать ребенка в детский сад, следует выяснить, кто будет воспитателем, побеседовать с заведующей, посмотреть на детишек, с которыми предстоит ходить в одну группу, узнать режим. И ребенку нужно начать заранее говорить про этот садик, прогуляться мимо», — предлагает Ольга Поварова, логопед, коррекционный психолог, директор центра диагностики и консультирования «Диалог».
Алеся Печенина, педагог-дефектолог специальной (коррекционной) школы-интерната № 49 им. Г. И. Россолимо г. Москвы: «В садиках есть группы кратковременного пребывания. И самый идеальный вариант — приводить ребенка на 3–4 часа. Сначала мама будет находиться с ребенком. Потом уйдет на десять минут, на полчаса, на час… И у ребенка не возникнет чувства, что его бросили. На следующем этапе можно будет оставлять ребенка на полный рабочий день».
«Воспитателю надо объяснить ситуацию самыми обычными словами. Сказать: «Мы взяли ребенка в нашу семью и теперь собираемся отдать его в ваш детский садик. Мы хотим, чтобы вы знали об этом и, если возникнут какие-то проблемы, не стеснялись нам об этом говорить, мы будем решать их вместе», — советует Ольга Поварова.
Школа
Алеся Печенина: «Идеальной была бы такая ситуация, когда вы забираете ребенка из детдома весной и впереди у вас целое лето для того, чтобы ребенок мог адаптироваться, привыкнуть к дому, к семье. Если нет такой возможности, то желательно забрать его перед каникулами. Если вы видите, что ребенку нужно еще время, чтобы привыкнуть к вам, к дому, можно каникулы «продлить».
Марина (ее семья воспитывает двух приемных дочерей): «Дочка жила с нами полгода, и у нее начались трудности, долгие изнуряющие психологические срывы. Я поехала к психологу, чтобы узнать, стоит ли готовить ребенка к школе в таком состоянии. Ответ был однозначный: «Спокойно живите до 8 лет, школа вам однозначно пока не грозит. Дай Бог, чтобы она за полтора года к семейной жизни привыкла. Причем семейной жизни как можно более однообразной, без выездов, гостей, новых знакомств».
«Лучшая школа та, которая ближе к дому, — говорит Ольга Поварова. — Нужно постараться выбрать путь, при котором ребенку не надо будет переходить много дорог. Когда школа недалеко, одноклассники живут рядом с ребенком. И есть возможность наладить хорошие дружеские отношения. Лучше всего ребенка заранее познакомить с учителем, к которому он пойдет. И вот здесь выбор учителя даже более важен, чем выбор школы».
Ребенок приходит в новый класс
Алеся Печенина: «Ребенка нужно настроить, успокоить, объяснить, что все люди приходят в новый коллектив — в садик, в школу, на работу… Это естественный процесс, который возникает в жизни каждого человека».
Галина (воспитывает двух приемных девочек): «Когда Алина пришла ко мне, ей шел 9-й год. И я думала отдать ее во второй класс. Но когда завуч с ней побеседовала, она сказала, что ребенка надо отдавать в первый. В этом случае она не попадет в уже сложившийся коллектив, не будет «белой вороной».
Как ребенку сказать другим, что он — приемный
«Отношение самого ребенка зависит от того, как к ситуации относятся его родители, — говорит Алеся Печенина. — Если родители спокойно говорят на эту тему, ребенок тоже будет считать: а что здесь такого? И как он это преподнесет другим детям, так же к нему и будут относиться. Но специально затрагивать эту тему, если она не всплывает естественным образом, не стоит».
Подробнее — в разделе «Видеошкола приемных родителей»,
глава «Детский сад, школа» на сайте www.videopasport.ru