«Неупиваемая Чаша»

«Неупиваемая Чаша» — икона, прославившаяся всего полтора века назад. За это время она успела исчезнуть, была восстановлена и полюбилась многим верующим.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» была никому не известна до июля 1878 года. Именно тогда в Серпухов пришел некий крестьянин, бывший солдат, разыскивавший образ с таким названием. Во Введенском Владычнем монастыре, куда он обратился, его сначала не поняли. Но все же нашли в проходе небольшую иконку с изображением чаши. На оборотной ее стороне обнаружили и название — «Неупиваемая Чаша».

«Неупиваемая Чаша»
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
visotskymonastir.ru

По просьбе отставного солдата перед иконой был совершен молебен. Он просил у Пречистой Матери помощи в избавлении от пьянства, практически разрушившего его жизнь. У бедняги уже отказали ноги, когда во сне ему явился незнакомый старец и велел пойти к этой иконе. Как идти, если и ноги не ходят, и денег ни копейки? Но старец был настойчив и являлся неоднократно. Тогда бывший солдат все же почти ползком отправился в путь. В одной из деревень сердобольная женщина пустила его переночевать, залечила раны на его ногах, и до монастыря крестьянин уже шел, опираясь на палки. А пройдя 200 километров от дома и найдя святыню, он исцелился и от болезни, и от пьянства. На своих ногах отправился дальше — помолиться в Троице-Сергиевой лавре, а на обратном пути, как сообщает монастырское предание, с благодарностью еще раз пришел поклониться новоявленной святыне.

Старцем же, который привел горького пьяницу во Владычний монастырь, оказался его основатель, преподобный Варлаам Серпуховский. Это исцеленный крестьянин понял, когда оказался перед ракой с мощами и иконой святого.

Слава о чудотворном образе стала распространяться по России. Перед иконой «Неупиваемая Чаша» и до сих пор молятся в первую очередь об излечении от дурных пристрастий. Но любят и почитают ее не только те, кто столкнулся с бедой пьянства или наркомании, но и все христиане, воздающие честь Божией Матери. А для многих она, как для того отставного солдата, становится последней надеждой…

Значение иконы «Неупиваемая Чаша»

Значение иконы «Неупиваемая Чаша» не ограничивается лишь тем, что перед ней просят о помощи в избавлении от зависимостей. В этом образе отражен глубокий смысл, дающий жизненные опоры всем верующим людям.

Перед Богородицей на иконе мы видим чашу, а в ней — Младенца Христа. Именно Он — вечный источник, дающий силы, утешение, радость. Это чашу горя и чашу греха можно выпить до дна, а чаша Божьей Любви — неистощимая, неупиваемая. Всякий, кто готов менять свою жизнь, следовать заповедям, любить Христа и ближних, может сделать живительный глоток и ощутить, как велико милосердие Господа. И подняться со дна, ожить и обновиться.

Сам Христос установил на Тайной Вечере таинство Евхаристии, призывая всех причащаться Его Тела и Крови. На каждой литургии хлеб и вино превращаются в великую святыню, и Христос приглашает нас к Себе. Значение иконы «Неупиваемая Чаша» еще и в том, чтобы напоминать нам: и в беде, и в радости мы должны не терять связь с Богом. Он же каждому из нас указывает путь к спасению души, главное — не отворачиваться и не отказываться от живительного глотка.

Особое значение икона «Неупиваемая Чаша» приобрела также благодаря одноименной повести Ивана Шмелева. Интересно, что в книге приведено народное название святыни, к которой приходят в надежде прекратить выпивать — «Упиваемая чаша». В этом произведении писатель по-своему подает историю иконы, но и в его вольном пересказе подчеркнут главный смысл образа: «Чаша сия и есть Младенец».

Описание иконы «Неупиваемая Чаша

Прославившийся в конце XIX века образ после революции был утерян, но сохранились фотография и описание иконы «Неупиваемая Чаша». Благодаря публикации 1912 года в «Воскресном листке», были восстановлены иконография и почитание образа.

Богородица на нем изображена с возведенными в молитвенном жесте руками. Перед Ней на престоле расположена чаша, в которой стоит Младенец Христос — Его руки подняты в благословляющем жесте. Одежды Христа светлые, они выделяются на фоне более темного облачения Богоматери.

По смыслу и описанию икона «Неупиваемая Чаша» схожа с Никейским образом Божьей Матери «Бысть чрево Твое святая Трапеза». И на той, и на другой в центре внимания — евхаристическая тема. Отличить эти иконы можно не только по названию, которое обычно приведено над изображением, но и по положению головы Девы Марии. На Никейском образе Она чуть склоняет ее, а на иконе «Неупиваемая Чаша» Пречистая всегда смотрит прямо.

Сегодня существует множество списков, и этот образ может быть представлен в разных иконографических стилях. А та небольшая икона, которую почти 150 лет назад искал в Серпуховском монастыре отставной солдат, была выполнена в академическом. И, судя по тому, что находилась она где-то в проходе, она не особенно ценилась. Но ее смысловой посыл вечен, и, благодаря в том числе произошедшему чуду, он сохранился в иконописной традиции.

Со временем возникла и новая иконография, связанная с этим образом. В ней отображена история его обретения: на иконе могут присутствовать преподобный Варлаам и исцеленный от пьянства крестьянин.

История «Неупиваемой Чаши»

Известная нам сегодня история «Неупиваемой Чаши» начинается во второй половине XIX века, когда чудотворный образ был обнаружен в Серпуховском Введенском Владычнем монастыре.

Иван Шмелев в своей повести рассказывает о неком талантливом крепостном художнике, ставшем автором образа. По художественному замыслу писателя, изначально на иконе были изображены только Богоматерь и Чаша, а Младенца Христа позже добавил прибывший в обитель «ученый мастер». Но на самом деле как и когда икона оказалась в монастыре и кем была написана, неизвестно.

После того как по молитвам перед ней исцелился от пьянства разыскивавший ее  крестьянин, стали фиксироваться и другие чудесные случаи. Вновь обретенная святыня была помещена в главном соборе монастыря, а московский купец, избавившийся от запоя, сделал для нее специальный иконостас. В начале ХХ века при одном из храмов города было создано братство трезвости, также имевшее список почитаемой святыни. Списки были и в других церквях и частных домах.

После закрытия Владычнего монастыря в 1927 году икону перенесли в кафедральный собор Серпухова. Через несколько лет вместе с другими церковными предметами богоборцы сожгли ее на берегу реки Нары.

На этом могла бы закончиться история «Неупиваемой Чаши», но в 1980-е годы почитание удивительного образа возобновилось. На основе сохранившейся фотографии был сделан список, перед которым начали служить молебны и к которому опять стали стекаться верующие. Появлялись и распространялись новые копии. В 1997 году образ, прославленный в народе и запечатленный в русской литературе, наконец был включен в список чудотворных икон Божьей Матери.

День иконы

День иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» изначально совпадал с празднованием образа Богородицы «Знамение». И в художественной повести Ивана Шмелева, и в заметке о ней в «Воскресном листке» эта редкая икона сравнивается с хорошо известной, также относящейся к типу Оранта. Потому и вспоминали их в Церкви в один день. Позднее дата празднования была изменена.

По преданию, крестьянин-пьяница пришел во Владычний монастырь в середине лета. Но невозможно назвать точно день, когда по его просьбы была обнаружена неприметная до того икона или же когда произошло его чудесное избавление от пьянства. Когда в конце ХХ века возобновилось почитание образа, празднование в церковном календаре было установлено в день памяти преподобного Варлаама Серпуховского, основателя обители. Именно через него верующим была открыта эта чудодейственная святыня: он несколько раз являлся во сне крестьянину, побуждая его отправиться к иконе. Теперь и день памяти святого, и день иконы «Неупиваемая Чаша» отмечается 18 мая.

Во Владычней обители чтят и первую дату, установленную еще в XIX веке. 10 декабря там также молятся перед своей святыней. Впрочем, двери монастыря каждый день открыты для тех, кто идет к Божьей Матери со своей бедой или же с благодарностью за Ее заботу и помощь.

В чем помогает икона «Неупиваемая Чаша»

Вопрос, в чем помогает икона «Неупиваемая Чаша», не совсем корректен. Помогает не икона — она лишь видимый человеческому глазу образ настоящих Небесных Помощников. Помогают Сами Пресвятая Богородица и Иисус Христос.

Вспоминая историю чудесного обретения святыни, верующие, как и пришедший к ней когда-то отставной солдат-пропойца, молятся перед ней в первую очередь об избавлении от губительных пристрастий. Считается, что по молитвам перед образом Господь и Божья Матерь помогают бросить пить, курить и даже употреблять наркотики.

Но важно понимать, что без личного желания человека изменить свою жизнь невозможно справиться с зависимостью. С одной стороны, человек должен сам очень хотеть бросить употреблять разрушающие его вещества, а с другой, он должен признать, что его собственных сил и возможностей для этого не хватает. И когда с таким настроем зависимый человек обращается к Богу и Его Матери перед этой иконой, он получает силы для борьбы с недугом. А многие верующие, когда-то в отчаянии пришедшие к иконе, даже рассказывают о настоящих чудесах — ведь как иначе можно объяснить то, что происходило с ними? Кто-то после десятков лет курения больше ни разу в жизни не взял сигарету. Другие больше не притрагивались к рюмке. А иные, пройдя безуспешное лечение в разных клиниках, именно после паломничества к святыне прекращали употреблять наркотики. Приходят к иконе и игроманы, и те, кто страдает другими зависимостями, и Богоматерь помогает им остановиться.

По молитвам перед «Неупиваемой Чашей» получают помощь и близкие зависимых людей. Ведь им ничуть не меньше, а часто даже и больше нужна поддержка в стрессовой ситуации.

Есть также свидетельства о помощи Божьей в решении квартирных и семейных вопросов после паломничества к знаменитой иконе.

К этому образу Богородицы идут в любой нужде и с любой бедой. Ведь в «Неупиваемой Чаше» Божьей Любви для всех найдется если не чудо, то по глотку утешения и надежды.

Где находится «Неупиваемая чаша»

На вопрос, где находится «Неупиваемая Чаша», можно ответить по-разному.

Если говорить о чудотворном образе, то найти его можно в первую очередь в Серпухове. Причем не только во Введенском Владычнем женском монастыре, откуда начинается ее история, но и в Высоцком мужском. Именно в нем до того, как стала восстанавливаться основанная преподобным Варлаамом обитель, можно было помолиться перед воссозданным образом. Сейчас чтимая икона есть и там, и там.

«Неупиваемая Чаша»
Высоцкий мужской монастырь visotskymonastir.ru

Еще одна копия иконы «Неупиваемая Чаша» находится в Алуште, в доме-музее писателя Ивана Шмелева, где он в трудные революционные годы создавал свою повесть о тяготах земной жизни и прекрасном небесном свете. Ежегодно в день празднования перед списком совершается молебен.

Списки удивительного образа есть сегодня в разных храмах. Как и на рубеже XIX–XX веков уже создавались общины трезвости вокруг них, так и сейчас практически в каждой группе поддержки зависимых людей есть хотя бы небольшая иконка «Неупиваемая Чаша».

Саму же эту Чашу, стоящую посреди иконы, Чашу Причастия, можно найти на каждой литургии. Таким образом, Неупиваемая Чаша, к которой призывает всех нас Спаситель, есть в любом храме, где совершаются богослужения.

Молитва перед иконой «Неупиваемая Чаша»

Молитва должна быть обращена не к иконе «Неупиваемая Чаша», а к нашей Небесной Помощнице Божьей Матери и Ее Сыну. Чтобы просьбы были услышаны, они должны идти от самого сердца. Но в то же время должно быть понимание, что икона — это не волшебный инструмент. К этому образу чаще всего люди приходят в последней надежде на Бога, когда не в силах справиться с поработившим их недугом.  Но нельзя рассчитывать только на чудесное спасение, если сам человек не прикладывает никаких усилий. Многим, кто приезжал к чудотворному образу в Серпухов, пришлось преодолевать себя. Ведь порой даже заставить себя дойти до ближайшего храма бывает очень непросто. Но в сложных, критических ситуациях невозможно долго находиться в одной точке — следующий шаг будет сделан либо в одну, либо в другую сторону. Это удивительно, но люди, из последних сил, с неким даже недоверием заставляющие себя обратиться к Богу, могут неожиданно для себя обрести ресурсы для начала нового пути, для изменения своей жизни.

Перед образом «Неупиваемая Чаша» к Богу и Богородице можно обратиться своими словами, словами любых известных молитв или используя специально составленные для этого тексты, например этот:

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша»

Царице наша Преблагая, надеждо наша, Пресвятая Богородице, приятелище сирых и странных Заступнице, бедствующих помоще и озлобленных покрове. Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь: отвсюду искушениями одержимы есмы, а заступающего несть. Ты убо Сама помози нам, яко немощны, окорми, яко странны, настави нас, яко заблудших, уврачуй и спаси нас, яко безнадежных. Не имамы иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбных и обремененных. Призри на нас, грешных и во озлоблении сущих, покрый нас Честным Твоим Омофором. Да избавлени будем от зол, обышедших нас, наипаче же пиянства. Да восхвалим всегда Пресвятое имя Твое. Аминь.

Молитва от пьянства

Молитву от пьянства может читать не только человек, страдающий алкогольной (или иной) зависимостью, но и его близкие. Немало рассказывается в Серпухове чудесных историй о том, как мать приезжала сюда ради молитвы от пьянства за сына, не зная, что будет ждать ее после нескольких дней отсутствия. Но по возвращении она находила не разрушенный в угаре дом, а своего ребенка абсолютно трезвым. Молитва от пьянства за мужа перед иконой «Неупиваемая Чаша» многим женщинам давала силы, чтобы справиться с созависимостью, от которой часто страдают близкие алкоголиков, и начать строить свою, не зависимую от чужой болезни жизнь. Нередко бывало, что мужья, вдруг поняв, что реально могут потерять семью, признавали свою проблему. Признание своей беды и своего бессилия перед ней становилось для них первым шагом на пути к Богу и к выздоровлению.

Невозможно заставить другого человека действовать тем или иным образом, невозможно прожить за него жизнь, но можно надеяться на Божье милосердие и на чудо. Именно поэтому деятельным и важным проявлением любви к зависимому человеку становится молитва за него перед чудотворным образом «Неупиваемая Чаша».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша»

О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Кондак иконе «Неупиваемая Чаша»

Кондак иконе «Неупиваемая Чаша» подчеркивает связь этого образа с древним Никейским, называемым «Бысть чрево Твое святая Трапеза». Короткий поэтический текст, объясняющий глубокий смысл изображения, — это одновременно и кондак Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша», и тропарь перед Ее Никейским образом.

Бысть чрево Твое святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Канон перед иконой «Неупиваемая чаша»

Канон Пресвятой Богородице перед иконой «Неупиваемая Чаша» появился в 2017 году и стал дополнением к службе, составленной ранее при участии инициатора возрождения почитания образа митрополита Иосифа (Балабанова).

Текст канона Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша»

Тропарь перед иконой «Неупиваемая Чаша

Тропарь Богородице перед иконой «Неупиваемая Чаша» содержит прошение об исцелении недугов и страстей. Его короткий красивый текст, говорящий о бесконечном милосердии Пречистой, дает ощущение надежды, которое как воздух необходимо людям в сложной, кажется, безвыходной ситуации.

Днесь притецем вернии к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, напояющей верных сердца небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия и людем верным чудеса показующей. Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: Владычице премилостивая, исцели наша недуги и страсти, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

Акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша»

Акафист, читаемый перед иконой «Неупиваемая Чаша», впервые был издан в Высоцком монастыре, где после революции началось возрождение почитания образа. Вероятнее всего, текст, утвержденный Священным Синодом в 2015 году, написал священномученик Иаков Бриллиантов (расстрелян в 1937 г.). Он же был автором заметки в «Воскресном листке», ставшей позже основанием для воссоздания утерянной святыни.

Текст акафиста Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша»

0
0
Сохранить
Поделиться: