На вопросы читателей отвечают иерей Алексий ТИМАКОВ, клирик храма во имя святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (Москва) и Владимир ГУРБОЛИКОВ, заместитель главного редактора журнала "Фома".
Моя бабушка тяжело больна, и мама ухаживает за ней. Но та на все добро отвечает только злостью: вредничает, сквернословит, обвиняет маму во всех мыслимых грехах... Как это остановить, и в силах ли это сделать обычный человек?
Иерей Алексий ТИМАКОВ: Мне неоднократно приходилось сталкиваться с подобными ситуациями. Да, бывает, что на заботу, на любовь, на нежность отвечают злостью. К сожалению, с уверенностью объяснить это чем-то конкретным вряд ли получится, можно лишь строить догадки. Быть может, человек, даже если он ранее пребывал в церковной ограде и регулярно исповедовался, сохранил в душе какой-то нераскаянный грех. И именно этот грех, возможно, таким сложным образом аккумулируется в человеке и рождает злобу. Тогда понятно, почему такой человек все доброе воспринимает с точностью до наоборот. Возможно ли это остановить? Наверное, если больной не хочет прибегнуть к исповеди, к покаянию – практически невозможно. Хотя молитва как таковая, молитва пусть даже не самого человека, а его близких, способна усмирить, успокоить больного. Молитва вообще во многом помогает – не говоря уже о том, как могут помочь Таинство Причастия, Таинство Исповеди. Естественно, что и священник, благодаря данной ему свыше благодати и исходя из своего опыта, может обнаружить застарелую боль в душе страждущего и помочь ему осмыслить и изжить греховные страсти. После этого больному может стать легче, хотя универсальных рецептов здесь нет. Наверное, рецепт вообще лишь один: относить все происходящее к себе. И в этом смысле Православие все сконцентрировано на нас самих и, хоть это и очень трудно, рекомендует искать причину прежде всего в самом себе: что я сделал недостаточно? где и каких нужных слов я не нашел? и, самое главное, что именно я могу сделать в данной ситуации? как я могу сопротивляться злобе, которая кипит в другом человеке? как я могу ее погасить? Такой подход (а не обвинение другого в своих бедах) – это и есть смирение. Надо чувствовать другого человека. Но и терпение, и умение вести себя, не обращая внимания на болезненную гневливость близкого человека, должно сочетаться порой со строгостью к нему. Иногда необходимо твердо вопросить человека, чем именно вызван его негативизм. Можно вспомнить, как Христос спросил ударившего Его служителя: “Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?” (Ин. 18, 23). При этом не обязательно дожидаться ответа – ответ может вызреть в душе вопрошаемого из заданного вопроса спустя некоторое время, как из брошенного семени. Очень часто старый и больной человек умиротворяется, если удается его причастить – что можно сделать и на дому, договорившись со священником. И здесь немало зависит и от священника, и от его опыта.
Что является достаточно серьезным основанием для развода? Понятно, что Церковь осуждает развод в принципе, но все же?
Владимир ГУРБОЛИКОВ: Вот строки из документа под названием “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”:
«В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».
Причины для развода… Их все больше, но в основе лишь одна первопричина, одна фраза: “я не люблю”.
Возможно, самое главное, что можно сделать в такой ситуации, это сначала сказать себе, что любовь никуда не ушла. Может быть, вообще – запретить себе говорить “не люблю”? Стоять на том, что невозможно просто так отбросить все хорошее, что пережили вместе!? Что любовь не может просто так исчезнуть!?
И хотя православные не пытаются совершенно запретить развод, однако христианское сознание все же воспринимает развод как катастрофу, после которой приходится практически с нуля начинать поломанную, исковерканную жизнь. С христианской точки зрения нет никакой абсолютной причины для развода, причина может быть только для любви. И опыт христианской жизни показывает, что даже во всех перечисленных в церковных документах патологических семейных ситуациях любовь может победить и побеждает. И если я для себя “отменил и запретил” развод и решил, что я в любом случае должен прожить жизнь именно с этим человеком, то многое встает на свои места. Я же не скажу, что раз мама со мной ругается, то она больше не моя мама! – так научаешься мыслить и о своем браке.
На заставке фрагмент фото Flickr.com/Riccardo Cuppini