«Паровозик из Ромашкова», написанный Геннадием Цыферовым, знают все. Множество любимых нами мультфильмов снято по его сценариям. А вот о его сказках говорят гораздо реже. А зря.
Придуманный Цыферовым жанр лирической сказки — ярчайшее, ни на что не похожее явление в детской литературе. В такой сказке совсем не видно поучения. Ни урока тебе, ни морали. Есть только очень яркое чувство жизни, правды и красоты. Детское такое, чистое. И все — даже самое, вроде бы, бесполезное, странное — наполнено смыслом.
Возможно, эта внешняя «непоучительность» сказок, которая учит лучше всего на свете, получилась у Цыферова так хорошо потому, что он сам был педагогом…
Вот что я бы обязательно рекомендовала почитать детям из его произведений.
«Жил на свете слоненок»
Сказка из моего детства. Никакого захватывающего сюжета там нет. Просто слоненок грустит от того, что не знает, кто он. И думает, думает.
Он работает и зонтиком, и лейкой. Но это не приносит его душе настоящей радости. А он ищет именно ту радость, которая не кончается. И томится. И в этом такое взрослое чувство, которое меня, маленькую, приводило к «серьезным» размышлениям.
Сказка заканчивается историей о том, как слоненок сам ночью учуял пожар и сам догадался, что может его потушить. И стал пожарным. И даже каска для него нашлась. В этом стечении обстоятельств — целая философия на детском языке и для детской души. Все произошло не само по себе, но и не по воле слоненка. Слоненок ждал, терпел, старался понять, искал. И был настолько настроен найти настоящее призвание, что оказался готовым быстро отреагировать на ситуацию, которую так ловко Кто-то устроил в нужный момент. И ведь навык, полученный, когда он был лейкой, пригодился! Это ситуация соработничества. Это взгляд на мир, понимающий, что все не просто так. Что всему свое время.
Сказки у Цыферова как будто неоконченные. Как будто что-то дальше интересное продолжается. Это такой феномен притчи. Ты полюбил героев. Но был с ними совсем недолго, не успел наобщаться с ними, напереживаться за них. И они остаются в твоей душе устойчивыми образами.
Наверно, поэтому слоненок в каске до сих пор перед моими глазами. А мой четырехлетний Саша перед сном просит снова рассказать про подъемные краны, придуманные тем же Цыферовым. Да и сам Цыферов говорит: «Разве хорошо, когда что-то хорошее кончается? Когда я был маленький и знал очень мало, мне всегда было грустно, если что-то хорошее быстро кончалось. Хороший день. Хороший вечер. Хорошее солнце. И цыпленок, и гусеница тоже очень хорошие. Так зачем же мне придумывать конец?»
«Китенок»
Замечательная сказка о тщеславии и разочаровании, о мечтах и настоящем добром деле, о преображении. Китенок хотел прославиться, сделать что-нибудь необыкновенное. И однажды вдохнул побольше воздуха и взлетел… Этого никто не заметил. Кроме одного мальчика.
Для мальчика летящий кит — это чудо. А дедушка ему объясняет, что это вовсе не кит, а дирижабль. Устаревший уже. И нечему тут удивляться. Китенок долго лежит на траве в унынии от таких слов. А потом решается снова лететь к тому мальчику. Мальчик уже спит. А дедушка видит, как приближается «дирижабль» и как… оставляет на их балконе корзинку с лесными ягодами. «Конечно, он очень старомоден, этот дирижабль, но он так добр — и это чудо!» А китенок впервые улыбается.
«Как лягушонок искал папу»
Сказка о жизни и смерти, об одиночестве и ответственности, о простом бытии ребенка как ребенка, человека как человека. «Он был маленький. Он был чудак. Просто скакал в горах и пас ветер». Здесь каждое слово — как в хорошем стихотворении — образно и многозначно. Возвышенность — это признак детства. Мы теряем ее, взрослея. Но можем удержать или добыть снова. «Однажды я видел на лугу: отцвела голубая бабочка. Ее крылья лежали на траве — их гладил ветер. Потом пришел я и тоже погладил. Я сказал: “Откуда эти голубые лепестки? Наверное, облетает голубое небо”. Если голубое небо облетит — оно станет розовым. Если голубое небо облетит — расцветет солнце. А пока мы должны сидеть на лугу и гладить голубые лепестки».
«Живой мотоцикл»
Дети ведь по-особенному слышат некоторые слова. И так не хочется их поправлять и переучивать. Вот, например, мотоцикл — это то, что мычит. И получается целая сказка из одного слова. Настоящего теленка приняли в экспонаты на выставку мотоциклов. Но как он смеет спать и сопеть носом на почетном месте? Как может не бояться милицейского свистка? Не соблюдать никаких правил? Директор, конечно, мог выгнать его, а сам сказал: «Конечно, есть сильные и красивые мотоциклы, быстроходные. Но зато этот — самый милый. Он любит траву и цветы. Я думаю, его надо наградить». Это ведь победа! Победа жизни!
«Сказки старинного города»
Это очень атмосферные и необычные сказки про королей, графов, принцесс, сапожников и дрессировщиков. Про старинных людей. Которых уже нет, но мы о них думаем — и они возвращаются. А в конце сказано: «Просто я хочу, чтобы ты любил людей и думал о них. Когда думаешь о человеке, он как бы вновь возвращается к тебе. Входит в твою комнату, садится за стол, говорит с тобой». Это ведь о молитве и о вечности.
«Маленький великанчик»
У детей восприятие больше чувственное, чем логическое. И здесь с помощью ярких образов Цыферов приоткрывает детям тайну связи нашего мира с Кем-то большим и добрым. Да, в советское время, эзоповым языком.
Великанчик — конечно, многозначный образ, в нем можно многое рассмотреть. Он огромный и, по людским меркам, всемогущий. Но он — ребенок. Он строит прекрасный город. Он дует и делает ветер. Он творит чудеса, запуская бумажные кораблики, которые становятся спасением для многих моряков. Он качает на ручках мудрых слонов, ведь им тоже хочется отдохнуть. Он слушает через большую духовую трубу музыку сердца каждого животного. Но однажды труба перестает работать, потому что тигр отвернулся от великанчика…
***
Мои дети семи и четырех лет много вечеров подряд слушали сказки Цыферова перед сном. Некоторые — совсем короткие и очень странные. Но странные — только с точки зрения взрослого. Просто Цыферов, видимо, имел особый талант — мыслить как ребенок, помнить детство. И вот однажды мой маленький Саша, уже засыпая, вдруг поднял глазки к потолку и сказал мне: «А хочешь, я тоже расскажу тебе сказку? Ты мне ее тоже потом найди и прочитай… Жил грустный месяц. Он был один. И вот однажды он встретил тигренка. И сели они на кораблик. И поплыли вместе. И подружились. И месяц перестал быть грустным. Это я сам придумал». Сам, наслушавшись невероятных и добрых историй Геннадия Цыферова.