Письмо читателя: «Скажите, пожалуйста, почему у людей неверующих в жизни лучше все складывается, чем у верующих, а именно: дети учатся бесплатно, имеют достойную половинку, родители в состоянии купить детям квартиры, а верующие не могут купить квартиры и так далее, дети их учатся платно, не могут сдать зачет (молилась), нет достойной пары?»
В постоянную рубрику журнала «Фома» «Вопросы священнику» пришел вопрос, который мы решили в первую очередь адресовать социологам и задали его руководителю исследовательской службы «Среда» Алине Багриной.
По поводу покупательной способности ничего сказать не могу, это зависит от многих факторов, но относительно представлений о поголовной «несчастности» церковных людей несколько наблюдений можно сделать.
Представляется, что озвучен некий стереотип. С одной стороны, «нет дыма без огня»; с другой – подтверждается ли этот «дым» фактами? Как-то мы проводили опрос в московских храмах, в очередях за крещенской водой. Многие ждали, что окажется, что эти очереди состоят из малообразованных и малообеспеченных пожилых женщин. Однако, - несмотря на действительно «женское большинство», - многие из них были достаточно молоды, имели высшее образование и вполне достаточный доход даже по московским меркам. Интересная находка, пожалуй: большое количество респондентов на вопрос «Счастливы ли вы?» - говорили: да, счастливы. Конечно, полученные результаты нельзя проецировать ни на всю Россию, ни даже на всю Москву. Но представляется, что выражение «православные люди — это несчастные люди, неудачники» — это субъективное обобщение.
Если смотреть некоторые всероссийские опросы, в которых не делили православных на «номинальных» (которые только так называют себя) и «реальных» (то есть живущих церковной жизнью), то мы видим, что большая часть называющих себя православными — это действительно люди более пожилые, со сравнительно низким доходом. Но говорить о них как о неудачниках оснований не вижу. Исследований, доказывающих это, не встречала. Чисто по-человечески, тяжелая жизнь вовсе не означает – несчастная жизнь.
Вспоминаю еще один всероссийский опрос, проведенный службой «Среда». Мы изучали, что приводит людей в храм. По итогам стало возможным выделить две группы респондентов. Большинство – это, действительно, люди, которых в храм приводили беды, проблемы, несчастья. Но, что интересно, они становились регулярными прихожанами реже, чем представители другой группы, малочисленной, но, возможно, создающей «костяк» приходской общины: это те, кого в храм привели, как мы это условно обозначили, «бабушки и «небо». Это респонденты из семей с традицией церковной жизни и так же те, кто пришел в храм в поисках смысла жизни; еще частый ответ в этой группе: «Бог привел». Те же, кто искал в храме прибежища в какой-то сложной, даже трагической жизненной ситуации, часто надолго не задерживались. Сначала имеет место период, когда они активно включаются в церковную жизнь, но потом зачастую либо становятся захожанами, либо вообще охладевают к храму. Эти люди, «ищущие прибежища», если смотреть в общем, могут составлять социологически наблюдаемое большинство, они заполняют храмы на праздничные службы, - но если попробовать разобраться в процентном соотношении, то постоянными прихожанами они становятся реже, чем представители более малочисленной группы, состоящей из тех, кого в Церковь привели, как мы условно назвали, бабушки или «небо».
«Бабушки» - это представители старшего поколения с унаследованной православной культурой, сохранявшие веру, которые чудесным образом занимались внутрисемейной миссией в годы советской власти. А «небо» — это когда в Церковь людей приводил поиск смысла, ответа на вопросы, духовный рост. И эти люди как раз оказываются наиболее стабильной группой в храмах.
Никаких причин обозначать их как «социальных неудачников» нет. Наоборот, это люди с достаточно определенным и устойчивым мировоззрением, спокойно и уверенно смотрящие на жизнь.
В продолжении темы читайте в ближайшее время на нашем сайте ответ протоиерея Федора Бородина
На заставке фрагмент фото Miguel Pinheiro 6x6