Уходящий 2023 год заканчивается воскресным днем. И значит, мы можем завершить его молитвой в храме и благодарностью Богу. Воскресенье 31 декабря называется Неделей святых отец. Оно посвящено всем святым сродникам по плоти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь вспоминает мучеников Севастиана Медиоланского и дружины его, Никострата казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина, и сынов его Маркеллина и Марка, Клавдия, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула.

В тридцатую неделю по Пятидесятнице молимся преподобному Севастиану Сохотскому, праведному Симеону Верхотурскому, святителю Модесту Иерусалимскому, а также преподобным Флору Амийскому, Михаилу Сингеллу и румынскому святому Даниилу Пустыннику.

31 декабря также совершается память священномучеников Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, Николая (Клементьева), архиепископа Великоустюжского, Илии Бенеманского, Иоанна Миронского, Владимира Преображенского, Николая Кобранова и Сергия Астахова, мученика Виктора Матвеева и мученицы Веры Трукс.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 31 декабря.


Воскресенье, 31 декабря 2023 года, святых отец

Уходящий 2023 год завершается неделей святых отец, поскольку последний день декабря совпадает с последним воскресеньем (или неделей) перед Рождеством Христовым. Церковь воспоминает всех святых сродников по плоти Господа Иисуса Христа. На литургии читают отрывок из Евангелия с родословием Спасителя, в котором перечислены имена всех Его предков.

Родословная Иисуса Христа делится на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории еврейского народа до Давида, превратившего Израиль в могущественное царство. Вторая часть завершается вавилонским пленом, то есть разрушением славного периода еврейской истории. Последняя, третья часть родословной заканчивается рождением Иисуса Христа.

Среди перечисленных имен в первую очередь выделяются некоторые:

Авраам, его сын Исаак и внук Иаков,

• царь Давид и его сын царь Соломон.


Особенности православного богослужения

Тропарь в Неделю святых отец, глас 2

Велия веры исправления:/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святии трие отроцы радовахуся,/ и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся.// Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Перевод: Велики веры свершения! Во источнике пламени, как на воде отдохновения, святые три отрока радовались. И пророк Даниил львов пасущим как овец явился. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!

Кондак в Неделю святых отец, глас 6

Рукописаннаго образа не почетше,/ но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии,/ в подвизе огня прославистеся;/ среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый!/ И потщися, яко милостив, в помощь нашу,// яко можеши хотяй.

Перевод: Рукотворному образу не поклонившись, но естеством неописуемым защитившись, треблаженные, подвигом в огне вы прославились и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: «Поспеши, о Сострадательный, и обратись к нам на помощь, как Милостивый, ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 1–25

Читать отрывок

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. 12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. 17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. 18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог." 24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Свернуть

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к евреям, глава 11, стихи 9–10, 17–23, 32–40

Читать отрывок

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог.

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: "в Исааке наречется тебе семя". 19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. 20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. 21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. 22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. 23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. 

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Свернуть

Комментирует священник Дмитрий Барицкий


День памяти святых

Мученики Севастиан Медиоланский и дружина его: Никострат казнохранитель, жена его Зоя, Касторий, Транквиллин, пресвитер, и сыны его Маркеллин и Марк, диаконы, Клавдий, начальник над тюрьмами, сын его Симфориан, брат Викторин, Тивуртий и Кастул (около 287)

Во времена гонений за веру святой Севастиан так рассказал о Христе, что полторы тысячи человека решились на крещение. Слушайте рассказ об этом событии на радио «Вера».

Прославление праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) (1694)

Неделя тридцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 31 декабря 2023 года: что будет в храме?

Слушайте рассказ о святом, который шил одежду и скрывал свое дворянское происхождение, на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномучник Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской и Кашинский (12 ноября 1872 — 31 декабря 1937)

Неделя тридцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 31 декабря 2023 года: что будет в храме?

Читайте житие епископа-подвижника, которого уже при жизни называли святым, в нашем материале.

Священномученик Николай (Клементьев), архиепископ Великоустюжский (1875–1937)

Неделя тридцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 31 декабря 2023 года: что будет в храме?

Рассказ о книге про святого, а также его краткое житие читайте в нашем материале.

Мученик Виктор Матвеев (1871–1937)

Краткий рассказ о прозорливом страннике, ставшем мучеником, слушайте на радио «Вера».

Мученица Вера Трукс (14 февраля 1886 — 1942)

В 1923 году за благословением стать келейницей архиепископа Фаддея и помогать ему во всех делах Вера Васильевна обратилась к Патриарху Тихону. Он благословение дал, но при этом сказал: «Много скорбей понесешь». Оставив работу школьной учительницей, она отправилась в Астрахань вслед за архиепископом Фаддеем.

Читать житие

Вера Васильевна Трукс родилась в деревне Тамаровка Черниговской губернии. Ее отец был чехом по национальности и работал у местного помещика объездчиком леса. Закончив два класса городского училища, она сдала экзамен на право работать народной учительницей.

В 1909 году Вера Васильевна начала преподавать в сельской школе и поехала в город Владимир-Волынский для повышения квалификации. Годом раньше в епископы этого города был возведен Фаддей (Успенский). Одним из важнейших дел он считал народное просвещение, и поэтому с первых дней своего служения включился в работу педагогических женских курсов, слушательницей которых была Вера Трукс. Однажды, когда она серьезно заболела, епископ лично выхлопотал ей направление в Крым на лечение. Когда в 1921 году епископ Фаддей был арестован по ложному обвинению в связях с петлюровцами, Вера Трукс была в числе верующих, многократно обращавшихся к властям с просьбами отпустить владыку на свободу. Она носила ему передачи в тюрьму, отправляла посылки с продуктами.

В 1928 году епископа Фаддея перевели в Тверь, куда также переехала и Вера Васильевна. Когда власти закрыли большинство храмов города, владыка перешел служить в Неопалимовскую церковь, остававшуюся одним из последних действующих храмов, где служили также новомученики Николай Маслов, Илья Громогласов и Илья Бенеманский.

Вера Васильевна Трукс была арестована одновременно со священномучеником Ильей Бенеманским, через два дня после ареста архиепископа Фаддея. На допросах от нее требовали дать показания о контрреволюционной деятельности архиерея. Однако оговорить архиепископа она отказалась: «Мною за всё время с его стороны никогда не замечалось какого-либо проявления враждебного отношения к советской власти».

14 сентября 1938 года особое совещание при УНКВД вынесло приговор Вере Трукс — 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Отбывать срок она была отправлена далеко в Сибирь. Однако из мест заключения уже не вернулась. В 1942 году, за несколько месяцев до окончания срока заключения, Вера Васильевна Трукс скончалась.

Свернуть

Священномученик Илия Бенеманский (14 декабря 1883 — 31 декабря 1937)

Родился в Твери в семье священника. После семинарии несколько лет служил военным священником, в 1917 году вернулся в Тверь, чтобы служить в храме благоверного князя Александра Невского при станции Тверь. После закрытия церкви в 1930 году перешел в храм Космы и Дамиана. Пережил несколько арестов. В 1920 году — по доносу юного коммуниста, в 1922 году из-за противостояния обновленцам, в 1929 году — по доносу священника из числа обновленцев, в 1930-м был сослан на 3 года на Соловки. Последний арест последовал вскоре после ареста архиепископа Фаддея. Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу 29 декабря — до того как было составлено обвинительное заключение. Священник Илья Бенеманский был казнен в тот же день, что и архиепископ Фаддей, — 31 декабря 1937 года.

Священномученики Иоанн Миронский и Владимир Преображенский

Священномученикам Владимиру Преображенскому и Иоанну Миронскому суждено было пострадать за веру вместе в далеком Чаяновском районе Южно-Казахстанской области, куда они были сосланы в 1936 году. Там они познакомились и жили вместе в Аксайском ущелье возле села Орловка. На них было заведено групповое «дело контрреволюционной организации церковников, 1937 г.».

Читать житие

После ареста отца Владимира во время обыска сотрудники НКВД нашли у него несколько написанных им стихов («Сон ссыльного иерея», «Дума старого пастыря в ссылке»). Священника обвинили в том, что он, «являясь участником контрреволюционной группы церковников, организовал нелегальный молитвенный дом, писал и распространял контрреволюционного содержания стихи, нелегально проводил религиозные обряды». Отец Владимир не признал себя виновным в «контрреволюционной работе», на допросе заявил, что его «арестовывали и ссылали только за веру».

23 декабря состоялся допрос, на котором следователь допросил отца Иоанна, который был обвинен в том, что отбывая срок ссылки, продолжал проводить антисоветскую работу.

После допроса был составлен Акт, подписывать который отец Иоанн отказался.

30 декабря 1937 года священников Владимира и Иоанна приговорили к высшей мере наказания. Их расстреляли 31 декабря 1937 года в 24 часа. Место погребения священномучеников неизвестно.

Святые отцы — это те люди, благодаря которым стало возможно пришествие Иисуса Христа на землю, Его Рождество. Но они настолько далеки от нас сейчас, что мы о них мало вспоминаем. Тем не менее мы живем в истории и не можем начинать дело нашего спасения с нуля, исходя только из собственных представлений. У святых отцов нам есть чему поучиться: их вера во многом более крепкая, чем наша. При всех трудностях жизни среди язычников и идолопоклонников они знали, что Бог с ними. Современным людям помогает знание Евангелия, житий святых, существование Церкви, которую Господь укрепляет Своей благодатью. Во времена до Рождества Христова святые отцы ничего этого не имели.

Хотя нас разделяют сотни лет, но их подвиг веры отражается и в нашей жизни: в каждом христианском храме много ветхозаветных символов; слова, которые они оставили для нас, имеют значение и в ХХI веке. Если мы сможем воспринять то, что было открыто человечеству до нашего прихода в мир, тогда и вера наша будет более глубокой.

Свернуть

Редакция «Фомы» желает вам доброго 2024 года!

0
3
Сохранить
Поделиться: