Воскресенье 3 декабря Церковь выделяет как предпразднство Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В этот день мы вспоминаем преподобных Григория Декаполита и Диодора Юрьегорского, святителя Прокла Константинопольского, священномучеников Нирсы, Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, мучеников Дасия Доростольского, Евстафия, Феспесия и Анатолия; Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших.

В неделю двадцать шестую по Пятидесятнице Церковь почитает подвиг новомучеников и исповедников российских, пострадавших за веру в 1937 году: священномучеников Алексия Аманова, Александра Сахарова, Владимира Медведюка, Иоанна Заболотного, Алексия Никатова, Василия Канделяброва, Николая Зеленова, Иоанна Сарва, Емилиана Панасевича, Николая Покровского; преподобномучеников Арсения Дмитриева, Евтихия Качура, Илариона Писарца, Иоанникию Кожевникову и Татиану Фомичеву.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 3 декабря.


Воскресенье, 3 декабря 2023 года, предпразднство Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Воскресенье 3 декабря Церковь выделяет как предпразднство дня, посвященного Божией Матери. На следующий день, 4 декабря, мы вспоминаем, как Богородицу впервые привели в Храм. Полное название праздника звучит так: «Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Это двунадесятый праздник, последний из установленных Церковью. У него существует не только предпразднство (3 декабря), но и попраздненство (до 8 декабря).


Особенности православного богослужения

Тропарь предпразднства Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Радость предобручает всем Анна ныне,/ печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву,/ Юже и приводит, молитвы исполняющи,/ днесь веселящися, в храм Господень,// яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Перевод: С радостью обручает всех Анна сегодня, враждебный печали плод взрастив, Единственную Приснодеву, Которую и приводит, обеты выполняя, сегодня радуясь, в храм Господень, как настоящий храм Бога Слова и Мать чистую.

Кондак предпразднства Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Веселия днесь вселенная исполнися вся/ в благознаменитом празднице Богородицы,/ зовущи:// Та есть сень Небесная.

Перевод: Радостью сегодня наполнился весь мир в знаменитом празднике Богородицы, взывая: «Ты покров Небесный».

Вечером 3 декабря совершается всенощная под праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. На ней впервые прозвучат Рождественские ирмосы. «Христос раждается» поется с этого дня и до отдания Рождества Христова во все дни, в которые Уставом назначается пение великого славословия.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 12, стихи 16 — 21

Читать отрывок

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: "что мне делать? некуда мне собрать плодов моих". 18 И сказал: "вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". 20 Но Бог сказал ему: "безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" 21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Свернуть

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к ефесянам, глава 5, стихи 8 — 19

Читать отрывок

8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. 10 Испытывайте, что благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. 12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. 13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. 14 Посему сказано:"встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". 15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы. 17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. 18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист Игумнов


День памяти святых

Преподобный Григорий Декаполит

Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 декабря 2023 года: что будет в храме?

Рассказ о святом, который странствовал всю жизнь, слушайте на радио «Вера».

Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский

Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 декабря 2023 года: что будет в храме?

Краткое житие ученика святителя Иоанна Златоуста слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Владимир Медведюк (1888 — 3 декабря 1937)

Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 декабря 2023 года: что будет в храме?

Сначала он испугался заключения в концлагерь и согласился сотрудничать с ОГПУ. Но вскоре не смог жить с грехом предательства и исповедался в нем у духовника. Рассказ о новомученике слушайте на радио «Вера».

Преподобномученица Татиана Фомичева (1897 — 1937)

Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 декабря 2023 года: что будет в храме?

После освобождения из лагеря послушница Татиана работала при храме, в котором служил отец Владимир Медведюк. Слушайте краткое житие святой на радио «Вера».

Священномученик Алексий Аманов (9 февраля 1879 — 3 декабря 1937)

Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 декабря 2023 года: что будет в храме?

За несколько часов перед смертью сотрудник Таганской тюрьмы сфотографировал священника, чтобы при множестве проводимых в те дни расстрелов палач не ошибся.

Читать житие

Священномученик Алексий родился в городе Касимове Рязанской губернии в семье псаломщика Иоанна Аманова, три сына которого стали священниками. Два года Алексей Аманов обучался в Рязанской Духовной семинарии. После заключения брака с Серафимой Андреевной Анохиной он был рукоположен в сан священника.

С 1914 года отец Алексий служил в селе Балыки Почепского района Брянской области.

Как-то в начале 1920-х годов во двор священника въехало несколько всадников. В разговоре с отцом Алексием один из них сказал, что они через час вернутся и его публично расстреляют. Отец Алексий вышел в сад, где начал молиться. Весть о случившемся быстро разнеслась по селу, и люди стали собираться к дому священника, чтобы защитить его, что им и удалось.

В 1927 году отец Алексий перешел служить в Московскую епархию, служил в городе Зарайске.

Супруга отца Алексия Серафима Андреевна была регентом в храме. Ильинская церковь была маленькая и располагалась на окраине города. Доход в храме был невелик, однако с Божией помощью удавалось вовремя платить налоги, которые безбожная власть налагала на церковь. Порой семья священника голодала. Старшие внуки отца Алексия, десятилетний Василий и семилетняя Зоя, весной бродили по оттаявшим картофельным полям — искали гнилую прошлогоднюю картошку.

Лошади у священника не было, на все требы в любую погоду он ходил пешком, а на Пасхальной неделе несколько дней посещал дома прихожан. Еще в Балыках отец Алексий получил травму ноги — излом коленного сустава. В начале 1930-х годов отец Алексий заболел глаукомой, левым глазом он практически не видел.

В дом к священнику часто приходили люди, чтобы получить совет в том или ином житейском деле: как составить письмо в суд, как поступить, к кому обратиться в сложной ситуации. Отец Алексий старался им помочь, не оставлял в беде, за что был очень уважаем народом.

В 1930 году хозяйство священника было записано как кулацкое. Ночью в дом явилось несколько человек, которые предъявили документ о раскулачивании. Пришедшие начали выносить из дома вещи. Внучка отца Алексия Зоя, жившая в то время в доме священника, от шума проснулась. Серафима Андреевна просила оставить перовый матрасик, на котором лежала маленькая девочка, однако одна из пришедших женщин выдернула его и унесла с собой.

В середине ноября 1937 года следователь Зарайского отделения НКВД Крысанов допросил двух человек, которые согласились дать лжесвидетельства против отца Алексия.

Отец Алексий был арестован 24 ноября 1937 года у себя дома. Прощаясь с супругой, он сказал ей: «Спасибо тебе, верной ты была мне женой! Пойду я по стопам Спасителя».

С момента ареста и все время трехдневного следствия отец Алексий содержался в тюрьме Коломенского района, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. На допросе он отверг все обвинения в контрреволюционной деятельности. 29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу.

Протоиерей Алексий Аманов был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Свернуть

Священномученик Александр Сахаров (1875 — 3 декабря 1937)

Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 декабря 2023 года: что будет в храме?

Когда отец Александр нес домой какие-нибудь продукты, полученные за исполнение треб от прихожан, и ему встречался кто-нибудь из детей, особо нуждающихся в помощи, батюшка останавливался и раздавал все детворе. Он трудился законоучителем, 40 лет прослужил в Казанском храме (село Петровское Егорьевского уезда Рязанской губернии) до 1937 года, когда его арестовали и расстреляли.

Священномученик Алексий Никатов (1875 — 3 декабря 1937)

Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 декабря 2023 года: что будет в храме?

С двадцатых годов отец Алексий был лишен избирательных прав как священнослужитель, его хозяйство реквизировали, и многодетной семье было нелегко прокормиться в те голодные годы. При этом у отца Алексия была многочисленная паства, к нему часто приезжали люди из других городов и сел.

Читать житие

Священномученик Алексий родился в Польше в семье сельского учителя Гавриила Никатова. Вскоре после его рождения они переехали в Россию. Здесь Алексей вырос, окончил один класс Духовной семинарии, 2 года служил в армии, женился на девице Елизавете. С 1906 году в селе Петровское Верейского уезда служил до 1920 года: сначала псаломщиком, затем диаконом, а последний год – священником. У них с матушкой было пятеро детей.

Революция и Гражданская война резко изменили судьбы многих людей, в том числе и отца Алексия Никатова. С августа 1920 года по июль 1921 года он служил учителем в деревне Суверня Сердобского уезда Саратовской губернии, в этом же году получил место священника при храме села Воскресенки Подольского уезда.

Арестовали отца Алексия 19 ноября 1937 года по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и агитации, направленной на развал колхозов, «гнусной клевете по адресу советской власти» и террористических настроениях. Все обвинения отец Алексий отрицал, виновным себя ни в чем не признал.

Свернуть

Священномученик Иоанн Сарв и с ним пострадавшие преподобномученик Арсений Дмитриев, преподобномученица Иоанникия Кожевникова, священномученики Василий Канделябров, Николай Покровский и Емилиан Панасевич

Пятеро священников и игуменья Иоанникия отказались, не взирая на применявшиеся сотрудниками НКВД пытки, признать свою вину и оговорить проходивших по делу «Сарв И.Р. и другие» лиц, явив пример единодушного христианского стояния за веру.

Читать житие

Священномученик протоиерей Иоанн Романович Сарв родился в 1867 году в Лифляндской губернии в семье безземельного крестьянина. Окончил Рижскую Духовную Семинарию, получил должность псаломщика и вскоре был рукоположен во иерея к храму в селе Ольгин Крест в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии. Желая получить образование в Духовной Академии, отец Иоанн обратился с прошением на имя митрополита Палладия (Раева) с прошением дать место в одной из церквей Санкт-Петербурга и в 1896 году он был переведен в столицу Российской империи в Греческую посольскую церковь. Поступив в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, отец Иоанн помимо обучения и служения в храме много времени уделял школьной деятельности, преподавая Закон Божий в ряде учебных заведений Петербурга. В 1902 году он закончил Академию со степенью кандидата богословия. С 1904 года отец Иоанн Сарв служит в Преображенской церкви на Забалканском (ныне Московском) проспекте, а в 1912 году становится ее настоятелем, будучи уже в сане протоиерея. В этом храме он прослужил до 1927 года. Одновременно отец Иоанн руководил Вонифатьевским обществом трезвости. В конце 20-х годов он был выслан из Ленинграда. Отец Иоанн уехал в Тихвин, где продолжил свою пастырскую деятельность. В 1934 году отца Иоанна арестовали. На допросах он отказался давать какие-либо показания, и оказался единственным среди арестованных в то время в Тихвине по церковным делам, кто вел себя подобным образом. Ему вынесли условный приговор и выпустили. В это время протоиерей Иоанн Сарв был благочинным храмов города Тихвина.

В 1937 году по Тихвину и его окрестностям, как и по всей стране, прокатилась новая волна арестов. В результате карательных мер вместе с отцом Иоанном Сарвом в Тихвинскую тюрьму в качестве обвиняемых были заключены 14 человек, в их числе были священники Иоанн Сарв, служивший настоятелем кладбищенской церкви святого Иова, Емилиан Панасевич – настоятель Тихвинской полковой церкви, Василий Канделябров – настоятель церкви деревни Сенно, Николай Покровский – настоятель церкви села Никольское, игумен Арсений Дмитриев – бывший насельник Тихвинского монастыря, игумения Иоанникия Кожевникова – бывшая настоятельница Введенского Тихвинского монастыря.

Руководителем группы был объявлен благочинный города Тихвина протоиерей Иоанн Сарв, а все дело озаглавлено "Сарв Иван Романович и другие". Все духовенство, проходившее по делу, было расстреляно, остальные лица получили по 10 лет лагерей. Пятеро священников и игумения Иоанникия отказались, не взирая на применявшиеся пытки, признать свою вину и оговорить проходивших по делу.

Свернуть

Вечером 3 декабря совершается всенощная под праздник «Введения во Храм Пресвятой Богородицы». На эту службу верующие стараются привести в храм детей и пояснить им смысл праздника. Рассказ о нем можно начать с описания тех давних времен, когда на земле не было столько храмов, сколько есть сейчас, и люди мало знали о Боге. Тогда было одно единственное место, где являл Себя Бог, — одна единственная церковь. В этом храме было тайное пространство, куда не разрешалось входить никому. Это не похоже на наши дни, когда священники служат в алтаре. В то удивительное место, где хранились святыни, — напоминающие о том, что есть Бог, — самый главный священник заходил только один раз в год. И однажды главный священник встретил и завел туда маленькую девочку, которой тогда было только 3 года. Родители привели ее и оставили жить при этом храме.

Конечно, Девочка та не была обычной — душа ее была чистой, святой. Даже на иконе праздника Она изображена хотя и маленькой, но уже взрослой. И мы не называем Ее девочкой, но Девой, Пресвятой Богородицей. В храме Она училась и готовилась к тому, чтобы стать Матерью Божьей. Поэтому мы празднуем Введение накануне Рождества Христова и с этого дня начинаем прославлять - петь молитвы, которые говорят о Рождестве.

После прихода Пресвятой Девы в храм, он уже перестал быть нужен — Она стала живым Храмом. Тот старый храм был через некоторое время разрушен. А наши храмы напоминают о том, что каждый человек призван быть храмом Божьим: всегда молиться, хранить Евангелие как святыню, причащаться - соединяться с Богом.

Именно об этом праздник, который мы начинаем отмечать вечером 3 декабря.

Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: