- Галина Сергеевна, как и когда Вы стали заниматься древнерусским искусством?
- Это произошло после окончания десятого класса, совершенно неожиданно для меня самой. Я закончила математическую школу, побеждала на всех олимпиадах. Учителя полагали, что у меня были блистательные способности и ожидали, что я пойду по математической стезе. Но внезапно у меня созрело принципиально иное решение. Оно было не совсем еще четкое и оформившееся, но одно я знала точно: я хотела заниматься иконами. И даже не столько их изучать, сколько именно хранить. Я не знала, где нужно учиться, чтобы этим заниматься. Мне сказали, что надо поступать в университет на искусствоведческое отделение. Я так и сделала, и все мои метания сразу прекратились, еще на первом курсе. Я точно знала, что буду заниматься древнерусским искусством. Буду хранить.
- А когда Вы приняли решение посвятить свою жизнь древнерусскому искусству, Вы были верующим, церковным человеком?
- Нет. Но у меня была очень верующая бабушка. Она была дворянская дама, ее мужа убили во время революции, но она смогла вырастить двух детей в сложнейших условиях на Беломорканале. Я думаю, что ей удалось все это пережить только благодаря глубокой и истинной вере. Она была как кремень.
Мы жили в небольшом городе, где папа занимал очень высокий пост - председателя комитета телевидения и радиовещания - фактически второй человек после первого секретаря обкома. Несмотря на это бабушка открыто ходила в храм, крестила всех нас. Меня маленькую водила к причастию. Потом, правда, я пошла в школу, от Церкви отошла, и даже делала пакости: выискивала в журналах атеистические загадки и задавала бабушке… Бабушка всегда обо мне очень молилась, и наверное, продолжает молиться после смерти. Думаю, что благодаря ее молитвам я вернулась в Церковь. Это произошло уже в сознательном возрасте. Но не так как часто бывает - от горя или в результате мучительных поисков. Я пришла от ощущения радости и полноты жизни. В какой-то момент я почувствовала, что мир настолько прекрасен, что у него обязательно должна быть Причина. И я пришла в Церковь хвалить Бога...
В памяти остался интересный эпизод из моего атеистического детства. Я жила у бабушки, а у нее был дома образ святителя Николая. Я тогда в Бога не верила, но икону воспринимала исключительно как живое существо: мне стыдно было на нее смотреть, когда я делала что-то плохое. Будучи ребенком, я очень отчетливо осознавала, что икона - живая.
- Детское восприятие, действительно, очень яркое. И все-таки, как бы Вы сейчас объяснили феномен иконы. Что это такое? В чем значение иконы для человека?
- Мне кажется, лучше всего об этом сказал поэт, композитор и богослов VIII века святой Иоанн Дамаскин: "Я узрел человеческое Лицо Бога, и душа моя была спасена". Икона нужна для того, чтобы человек видел Того, с Кем он хочет молитвенно общаться. Потому что без этого человеку трудно молиться.
Икона помогает человеку осознать, что он духовное существо, не ограниченное только этим миром. Недавно я читала повесть современной православной писательницы, которая описывает путь души в мире ином. В книге есть интересный эпизод: когда героине напоминают о молитве, она сразу вспоминает старинную икону, когда-то купленную для "украшения интерьера", и начинает молиться. Это психологически очень верно замечено. Значение иконы сопоставимо со значением молитвы, церковной службы.
Если же приводить примеры из истории, то надо сказать, что икона и литургия - это осуществление на земле иного пространственно-временного единства, воплощение неба на земле. Помните рассказ из "Повести временных лет"? Русские послы, вернувшиеся из Константинополя, уверяли, что во время Литургии в храме Софии Константинопольской они даже не знали, где находились: на земле или на небе - так это было прекрасно. Так же и созерцающий икону приобщен к внеземному измерению. Красота, спасающая мир, - это красота небесного, понуждающая человека приводить свой собственный микрокосм в соответствие с распорядком Божественного космоса (слово "космос" в греческой культуре означало и порядок, и красоту, и гармонию).
- Почему икону часто называют источником веры? Это связано как-то с тем, что человек может познать Бога с помощью иконы?
- Да, и это очень часто происходит. Я расскажу Вам одну интересную историю. Это было еще в советское время, в год московской Олимпиады. Тогда все иконы Третьяковской галереи собрали в один зал. Вход разрешался только специалистам. Мне выдали пропуск, и я ходила туда заниматься. Никакой экспозиции не было, иконы просто стояли прислоненные к стенке. Одна моя студентка-итальянка, у которой я вела семинар по древнерусскому искусству, очень хотела пойти со мной. Мы оформили ей разрешение. Я знала, что она была неверующая. Пока я сидела занималась, девочка ходила по всему залу, и я боковым зрением следила за ней. Она все ходила и смотрела на разные иконы, не останавливаясь даже перед Владимирской. Мне это казалось странным, так как она слушала курс и знала, что это за икона. И вдруг в конце концов она встала перед образом Звенигородского Спаса. Сначала она стояла перед ним, потом села на стул, очень долго сидела, потом снова встала и молча стояла, потом опять села. Так она провела перед этой иконой почти весь день. Потом резко встала и ушла, не прощаясь. Примерно через полгода она позвонила и выразила желание креститься в Православной Церкви...
ИКОНА И КАРТИНА
- Как Вы считаете, чем икона отличается от картины?
- Отличий множество, назовем самые очевидные. Во-первых, икона связана с совершенно особым свойством, о котором всегда приходится говорить, когда мы касаемся икон, - с истечением божественных энергий, Божественного света. Через икону источается Божественный свет. В Евангелии мы читаем об этом свете в рассказе о Преображении Господнем на горе Фавор, когда апостолы увидели Христа в сиянии. Православные верят, что Божественный свет пронизывает весь мир. Благодаря этому Свету мир только и может существовать. Чем больше человек очищается духовно, тем больше он способен воспринимать этот свет (благодатью), тем больше он способен к праведной жизни. Но как редкий дар, Божественный свет может нисходить и к людям несовершенным. Православная икона, изображая Бога или святых, преображенных Божественным светом, сама является его проводником.
Во-вторых, изображение на иконе очень мало зависит от индивидуального желания художника. Если картина всегда есть прежде всего творческий поиск отдельного художника, то икона никогда не является собственно созданием одного чело-зека. Не случайно отлученные от Церкви не имеют права писать иконы. В-третьих, картина - это иллюстрация, аллегория. Икона же всегда есть воплощение того, что находится за пределами земного мира.
Также важное отличие заключается в том, что картина существует сама по себе, а икона не мыслима вне нашего к ней обращения, почитания. Когда мы смотрим на Владимирскую Богоматерь, то ее ритм, цвет и свет, длинные линии, бесконечное пространство - все это выходит за те пределы и замыкается в сердце предстоящего человека.
- Как можно объяснить существование множества разных типов икон Христа и Божьей Матери?
- В Богословском институте студенты часто задавали этот вопрос: "Господь один и тот же, а почему же Его изображают по-разному?" Мне кажется это очень естественным, потому что видим мы Его по-разному в разные эпохи. Даже на протяжении своей жизни мы видим - воспринимаем, ощущаем - Бога всегда по-разному. Это живое восприятие. И поэтому иконы все разные.
Кроме того, в иконописном творчестве в очень большой степени проявляется участие Промысла Божия в истории человечества. Ведь икона - это и один из способов воздействия Бога на реальную жизнь и реальную историю. С этим связано появление различных изводов. Например, Богородичных икон или икон Спасителя. Они появились именно в тот момент, когда были необходимы церковному сообществу. Поймите меня правильно: реальная история не есть катализатор появления иконы. Наоборот, икона спускается нам свыше для того, чтобы мы шли правильным путем.
Можно напомнить об исторических условиях возникновения одной из самых великих икон - иконы Богоматери Владимирской, или Гликофилуссы (Ласкающей, сладко лобзающей). Этот извод возник в сложной духовной ситуации XII столетия, когда в восприятии мира и человека огромное значение приобрели мотивы личного, человеческого страдания Господа, темы переживания Страстей Христовых не просто как исторической драмы, но как реальности сегодняшнего дня, открытой верующему. Но страстная тематика, мотивы объятий Богоматери-Церкви со своим Создателем, оказались предвидением трагического падения Константинополя от рук завоевателей - рыцарей-крестоносцев в 1204 году. В эмоциональном и духовном прочтении этого сюжета огромное значение обрели темы надежды, упования на милосердие Божие к своей Церкви, без которых Византия вряд ли смогла бы пережить поругание XIII в., найти силы на возрождение и победу в 1263 году.
- А сейчас, как Вам кажется, существует ли икона, которая особенно важна для нашего времени и нашей страны?
- Я думаю, это Державная. Этот образ с момента своего явления в 1917 году спасает Россию. Я не хочу касаться политики, но мне кажется, что сейчас мало кто действительно заботится о сохранении русского народа как целого общества. В такой ситуации икона Божией Матери Державная стремится всех нас поднять и собрать как народ, в этом образе воплощена наша надежда.
- Если вернуться к проблеме смысла иконы, то возникает вот еще какой вопрос: с изображением Христа и Богоматери - понятно, но почему на иконах изображают святых? Это же простые смертные люди, когда-то жившие на земле.
- Да, святые - это реально жившие люди. Но в отличие от нас с вами они духовным подвигом достигли божественного просветления. Изображение икон святых возможно не только потому, что мы вспоминаем реально живших людей, но главное - потому, что мы почитаем в них преображенную божественной энергией человеческую материю. Что это значит? Православные христиане веруют в то, что мы воскреснем в теле. Воскресший Христос явился апостолам не бестелесным духом, Он ел вместе с ними. Конечно, это было уже не смертное человеческое тело. Эта материя нетленна, бессмертна... Например, когда мы приезжаем в монастырь, мы обращаем внимание на просветленные, умиротворенные лица монашествующих - о них говорят "не от мира сего". Это начатки того телесного преображения, результат которого мы видим в иконах святых. И здесь еще одно значение иконы: она нам напоминает, что любой человек может достичь святости.
- Почему в Православной Церкви принято целовать иконы?
- Мне кажется, это вещь очень естественная. Представьте: когда люди видели Спасителя, то некоторые угадывали, что это Он, и желали прикоснуться. Так и мы касаемся иконы, желая телесно ощутить тот дар благодати, который от нее исходит. Ведь тело, душа и дух связаны между собой. Не знаю, ответила ли я на ваш вопрос, но мне кажется, что не целовать икону невозможно.
КОЛПАКОВА Галина Сергеевна, кандидат искусствоведения, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
В разговоре об иконе неизбежно возникает вопрос о Фаворском свете. В Евангелии мы читаем об этом свете в рассказе о Преображении Господнем на горе Фавор, когда апостолы увидели Христа в сиянии:
"По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как Солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи.' Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". (Евангелие от Матфея, глава 77, стих 1-5.)
Православные верят, что Божественный свет пронизывает весь мир. Благодаря этому действию Божию мир только и может существовать. Православная икона, изображая вочеловечившегося Бога, святых или небесные силы, является как бы проводником этого Божественного света.
2 марта 1917 года была найдена (обретена) икона Божией Матери, названная "Державной". Произошло это при обстоятельствах, которые с полным правом можно назвать чудесными.
Простой верующей женщине, крестьянке Евдокии Андриановой приснился сон о том, что в селе Коломенском под Москвой есть храм Вознесения, в котором находится большая икона Божией Матери. Женщина слышала слова о том, что икону надо найти, чтобы перед ней молились люди, и видела саму икону. Евдокия приехала в Коломенское, нашла там Вознесенскую церковь и обратилась к настоятелю. Священник, просмотрев все иконы церкви и не найдя той, что видела во сне женщина, уже был готов прекратить поиски, но напоследок решил спуститься в подвал. Там и была обнаружена большая икона, темная, покрытая многолетним слоем пыли, в которой, когда ее очистили, Андрианова узнала виденный во сне образ.
Произошло это 2 марта 1917 года - в день отречения императора Николая Второго от престола.
Иконографический тип изображения Божией Матери на найденной иконе не встречался ранее в России никогда. Божия Матерь изображена как Царица Небесная, величественно восседающая на царском троне в красной порфире; имеющая на главе корону, в руках - скипетр и державу - символы царской власти, а на коленях – благословляющего Богомладенца.
В истории Православной Церкви явление иконы воспринимается как знак того, что Сама Божия Матерь взяла на себя особую заботу о России в критический момент истории страны.
В советское время икона хранилась в Государственном Историческом музее. В 1990 году по прошению Патриарха Алексия II передана в храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Изображения святых могут быть самыми разными. Несколько образов одного и того же святого могут сильно различаться между собой. Однако, в любом случае перед нами всегда практически портретное изображение конкретного святого. Это особенно хорошо видно на прижизненных портретах, посмертных гравюрах и литографиях и иконах преподобного Серафима. Почитая икону, православный верующий ни в коей мере не ожидает от ее вещества какого-либо магического действия, но прежде всего обращается через нее к святому, у которого просит помощи перед Богом.