Небесное измерение

Я долго и трудно начинал писать этот текст.

Слова выходили всё какие-то правильные, но совершенно негодные.

"Благодаря тому, что публикуется крайне недостаточное количество авторских литературных сказок..." Или вот еще: "Целое поколение почти лишено новых сказок..." Или еще того хуже: "Чудесный мир детской сказки блекнет и уходит от..." В отдельности всё это звучит резонно. В целом - какая-то мороженая картошка.

Да почему вообще об этом следует говорить?

Да потому что... нечего скоро будет читать детям на ночь, нечем будет занять их воображение, кроме того, что без конца, из года в год, тиражируют издатели! А потом нашим детям нечего будет читать на ночь нашим внукам, помимо давно известных всем классических образцов! А они с каждым годом всё слабее и слабее трогают детские сердца. Времена, когда они легко добирались до души ребенка, ушли или, во всяком случае, уходят.

С тех пор, когда в художественной литературе появился такой жанр – авторская сказка, каждое новое поколение создавало в новых сказках зеркала своей эпохи. И всякий раз сказка создавалась так, чтобы ее мог читать, чтобы ею мог увлечься не какой-нибудь абстрактный ребенок на все времена, из прошлого и будущего, а девочка или мальчик, живущий по соседству со сказочником.

Небесное измерение

Что у нас ныне?

Издатель нащупывает и нащупывает новый "формат сказки", но в подавляющем большинстве случаев либо запускает на печатный станок очередную разновидность "легкого", "детского" фэнтезийного боевика, либо, тяжко вздохнув, отправляет в типографию "проверенные временем" образцы. Пусть они чем дальше, тем больше "бьют мимо", но хоть кого-то все же еще трогают...

А нужна та сказка, которая захватит ум ребенка наших дней. Та, которая ему глубинно созвучна, поскольку в ней есть слова, мысли, мотивы, хранящие отпечаток сегодняшней жизни.

Между тем, сказка – это именно та литература, которая подводит ребенка к пониманию одной очень важной истины: мир не ограничивается химико-физико-биологическими законами, он имеет еще и небесное измерение. В нем действуют силы, неподвластные даже самому изощренному арсеналу науки. Не напрасно в литературную сказку столь часто вкладывался христианский смысл, христианская мистика. И если ничего по-настоящему сильного, свежего, яркого не появляется, – худо!  Очень важный инструмент культуры перестал работать...

Небесное измерение

А наше время по этой части скудно как никогда. В том, что касается литературных сказок всякий красивый эксперимент, всякая удача – столь редкая, столь экзотичная даже по нынешним временам! – на вес золота.

И остается радоваться тому, что иногда хорошая сказка прорывается к современным детям через конкурс, через издательское усилие каких-нибудь энтузиастов, не ищущих для себя коммерческой выгоды, но искренне любящих сказку бескорыстной любовью.

Теперь мне осталось познакомить с двумя новинками, вышедшими из недр этого самого энтузиазма.

 

Во-первых, сборник "Солнцегриб" (Луганск, издательство "Шико"). В нем собраны лауреаты большого конкурса сказок литературно-философской группы "Бастион". С точки зрения художественного уровня, чрезвычайно хороша сказка Ирины Чжан "Сковородка из Саггоха". А сказки Полины Матыцыной ("Сонцегриб"), Елены Донцовой ("Надя-Вера Орловы") и Санди Саба ("Флейта апостола Иоанна") несут в себе явный заряд христианской этики.

Во-вторых, сборник "Книжка сказок" (Москва, издательство "Права человека"). Он начинается с хорошо известной сказки Владислава Крапивина "Старый дом", а после нее идут два десятка сказок... набранных в результате еще одного благотворительного конкурса. Приятно удивили художники, оформлявшие эту книгу: М. Тренихин, Е. Бурдзь, В. Бондарь, М. Резникова, А. Юрчак, С. Бажко, Г. Буляница.

Мал золотник, да дорог...

Иллюстрация 1  - Горохова Е. К. К сказке Ершова "Конек-Горбунок"

Иллюстрация 2  -  Обложка сборника "Книжка сказок", 2013 г.

 Смотрите также:

Сказка с грустными глазами

2
0
Сохранить
Поделиться: