Ребенок не хочет делать домашнее задание, выполнение уроков превращается в пытку. Почему так происходит и что делать? Советует Евгения Андреева, психолог, научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
Если нам, взрослым, назвать какое-то понятие, связанное с процессом учебы, скажем, слово «экзамен», у каждого из нас возникнут свои, по-своему эмоционально окрашенные ассоциации — поскольку у всех взрослых есть свой опыт. Для кого-то подобные воспоминания неприятны, травматичны, а для кого-то — связаны с успехом.
Когда ребенок только начинает учиться, никаких ассоциаций у него нет. Дети воспринимают обучение как некое развлечение и очень плохо представляют себе, что это все будет длиться одиннадцать лет. Первое время учеба их увлекает своей новизной. А потом, когда они понимают, что она требует усилий и довольно однообразна, то, конечно же, интерес к ней начинает снижаться.
Сегодня уроки детям обычно помогают делать взрослые — родители, бабушки, няни (особенно в первом классе). Поведение взрослых в этой ситуации очень важно, необходимо поддерживать у ребенка положительную мотивацию к учебе. Однако важно помнить: взрослым могут казаться простыми какие-то вещи, которых ребенок не понимает, — и они проявляют нетерпение, торопят ребенка, высказывают критические замечания. Создается напряженная атмосфера.
Не отчаивайтесь: ведь в любом новом деле человек сначала чувствует себя неуверенно, например, начинает учить язык — и говорит еще робко, путает слова, неправильно ставит ударения. Если постоянно на это указывать, подчеркивать, что ничего не получается, это будет порождать смущение, неуверенность в себе даже у взрослого — что же говорить о ребенке! Соответственно, если мы хотим поддерживать мотивацию ребенка к учебе, важно создавать вокруг учебы, домашних заданий позитивную атмосферу. Нужно обращать внимание на то, что раньше он чего-то не мог, не умел, а теперь знает и может — школьники в младших классах сами это заметить не способны. В первую очередь для ребенка важна именно эмоциональная поддержка.
Дети в этом возрасте часто не могут сами регулировать свое поведение. Например, нам кажется очевидной последовательность действий, необходимых для выполнения домашнего задания. Допустим, как решить задачу? Прочитать ее, записать действия в тетрадь в определенной последовательности. А для ребенка это не всегда очевидно, и ему нужна помощь. Не стоит решать за ребенка задачу или диктовать ему небольшое сочинение, лучше помочь запомнить последовательность действий для решения любой задачи вообще — выработать алгоритм, к которому он потом сможет возвращаться самостоятельно.
Нужно пробовать заинтересовывать ребенка тем, что он делает. Можно попытаться показать, где конкретно ему могут пригодиться полученные знания. Но совершенно бессмысленно твердить, что учиться надо, чтобы, когда вырастешь, поступить в институт: дети не мыслят в таких перспективах.
Еще можно преподнести учебу как дело. У взрослых есть свое дело — работа, у детей — учеба. И свое дело приходится порой делать, даже когда не хочется.
Думается, что нежелание выполнять домашнее задание связано с такими проблемами: у ребенка нет интереса к учебе, либо у него плохо получается и он не уверен в себе, либо он перегружен, устает, а родители этого не замечают. Надо разбираться в данной конкретной ситуации, и думать, как найти из нее выход