Вопрос читателя:

Здравствуйте. Не могу себе простить, что обленился в студенческие годы. Был хорошим школьником, учился на 4 и 5, участвовал в олимпиадах и конференциях, был призером. В институте тоже учился хорошо, но обленился сильно, не участвовал в олимпиадах и конференциях, учился не так, как нужно было. Впал в уныние и отчаяние. Как действовать дальше? Мне 26. Я не о знаниях жалею, а о своих оценках и что не занимался научной деятельностью.

Павел

Ответ священника:

Христос воскресе!

Дорогой Павел, сожаления об упущенных возможностях — одни из самых горьких, которые приходится переживать человеку. Так что очень Вам сочувствую. Но при этом спешу напомнить, что нередко психика человека работает так, что человек впадает в чрезмерные сожаления и самообвинение, так что они начинают заполнять место, которое должно быть занято реальными практическими делами.

Иными словами, вместо того, чтобы наметить себе цель на будущее и начать действовать в настоящем, человек мысленно живет в прошлом, оказывается погруженным в свое прошлое и мысленно бесконечно перебирает «бы»: «А вот если бы я тогда сделал не так, а иначе, то сейчас уже бы...». Это состояние отражает достаточно примитивный и наименее энергозатратный ход мыслей и стратегию жизни: гораздо «проще» сожалеть о том, что было когда-то, чем жить здесь и сейчас. Вот только проблема в том, что если не живешь и не действуешь в настоящем, то не на чем строить будущее — и в итоге остается только еще больше сожалеть о том, что не сделано 10 или 5 лет назад. Пройдет время — и Вы будете сожалеть о том, что не было сделано 20 и 15 лет назад, потом — 30 и 25...

Полагаю, нужно из этого порочного круга выходить и ответить самому себе на вопрос о том, чем бы Вы хотели заниматься. 26 лет — это очень молодой возраст, чтобы скорректировать профессиональную траекторию, если есть и силы, и время.

Думаю, Вам нужно ответить себе на два вопроса: Хотите ли Вы связать свою жизнь с наукой? Хотите ли не связываться с наукой, но иметь тот опыт и связи, который Вам сейчас в Вашей жизни дали бы научные занятия, если бы Вы занимались ими в годы студенчества? Это два принципиально разных способа осмыслить Вашу грусть о том, что Вы не занимались научной деятельностью. Дальше план действия будет выстраиваться в зависимости от ответов.

Если Вы хотите связать свою жизнь с наукой, надо сейчас, уже, видимо, имея опыт профессиональной деятельности, очень четко сориентироваться, в каком именно плане Вы хотите работать в науке, и исходя из этого либо переходить в организацию, которая занимается именно научными разработками (возможно, совмещать с основной работой — полставки там и там, например), и там уже думать о защите диссертации, либо поступать в аспирантуру, но сообразить так, чтобы было практическое приложение полученных в ходе обучения навыков. Если Вы свободны во времени и в финансах, можно к практике не так сильно привязываться, а просто решить, какой путь Вам ближе — от аспирантуры к работе или от работы к аспирантуре.

Если Вы хотите иметь какие-то связи и опыт, которые Вам бы дали научные занятия в вузе — подумайте, где и как Вы можете их получить. Мне кажется, что связи можно получить через участие в каких-то мероприятиях и проектах (даже на волонтерских началах), компетенции — опять же, если записаться вольнослушателем на какой-то научный семинар, в лабораторию. Можно, наверное, ради собственного развития пойти практикантом-стажером в какую-то организацию (в свободное от работы время) и таким образом получить какие-то компетенции и опыт общения, который Вы бы получили в рамках такой же работы в студенчестве. Что касается конференции, аффилиация не всегда обязательна, бывает, что выступают и независимые исследователи, а уж слушателем, думаю, можно много куда попасть. Может быть, кто-то из сокурсников пошел по научной стезе — поспрашивайте их, не помогут ли они Вам попасть на две-три конференции, чтобы Вы вспомнили, как оно, и отметили для себя, что конкретно в этой среде Вам лично хотелось бы делать.

Дальше можно проговорить все это более детально, полагаю, можно с теми же сокурсниками или с грамотным психологом, который поможет наметить план действий. Кстати, возможно, остались контакты научного руководителя диплома, думаю, он также сможет сориентировать.

Бог в помощь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
2
14
Сохранить
Поделиться: