Борис Громов, губернатор Московской области
Находясь сегодня на Бутовском полигоне, трудно представить себе, как он выглядел в середине 1990-х. Церковь, власть, просто энтузиасты и верующие люди объединились, чтобы из заросшего бурьяном и покрытого мусором поля сделать место памяти, достойное тех, кто погребен на нем. Борис Громов, — один из тех, без кого не могло бы совершиться это общее дело.
— Борис Всеволодович, считаете ли Вы, что россияне достаточно осведомлены о важнейших «смысловых точках» своей истории, и конкретно — о событиях на Бутовском полигоне?
— Люди старшего поколения достаточно хорошо, на мой взгляд, разбираются в изгибах нашей непростой истории. Однако и им не всегда все понятно. Вспомним, как совсем недавно обсуждалось учреждение Дня народного единства — 4 ноября. Среди историков, политиков и то не нашлось единого мнения, как и что на самом деле происходило четыреста лет назад в один из веховых периодов биографии России. Что уж говорить о простых людях, а тем более о молодом поколении. Нам нужно наполнить смыслом преподавание истории в школе. Посмотрите учебники истории государства Российского. В течение последних пятнадцати лет ее переписывали все кому не лень. И по-прежнему много сумятицы, невнятности. Одним ничего не значащим событиям придан статус, как вы говорите, «смысловых точек», другие, поистине эпохальные — замалчиваются или искажены до неузнаваемости. Из этого же разряда «не до конца прочитанных» пока и Бутовская трагедия. Хотя в нее посвящено уже немало людей, в первую очередь верующих, однако мне кажется, что чем дальше от Подмосковья, тем осведомленности меньше.
Между прочим, не в одном Бутове происходили массовые расстрелы. Совсем неподалеку расположен «спецобъект Коммунарка», история которого не менее трагична.
— Почему важно восстановить историческую память россиян о событиях на Бутовском полигоне?
— Важно, потому что это наша история. Пусть временами зловещая, мрачная, но мы ее должны знать и хранить. Ведь там погибли многие лучшие люди своего времени. Они долго считались как бы без вести пропавшими. А они пострадали за народ, многие лишь потому, что пытались сказать слово правды о творившихся беззакониях и исполняли свой долг.
До недавнего времени мы были Иванами, мало помнящими свое родство. Наша история зияла сплошными белыми пятнами. Потом нам стало понятно, почему так. Потому что на этих пятнах лежали жирные черные кляксы злодеяний. Афишировать их не хотелось. Но в родословной не может быть так: на древе ветви только с одной стороны. Иначе это не дерево, а уродец. Без обрубленных ветвей памяти и наше прошлое уродливо, неустойчиво. Когда праздновалось 2000-летие Рождества Христова, Русская Православная Церковь канонизировала православных людей, пострадавших в годы гонений. Среди них было и множество тех, кто расстрелян в Бутове. А в последующие годы стали известны еще многие имена святых. Знакомясь с историей их жизни, люди могут приобщиться к нравственному подвигу стояния в истине и верности своим убеждениям.
— В чем для всех нас смысл и урок событий в Бутове?
— Когда этих людей вели на казнь, о чем они думали, чем главным терзались? Печалью о скорой гибели, конечно, но еще больше тем, что их жизнь кончается в безвестности и с пятном «врага народа». Для них самым страшным было осознание, что они, верно служившие своей стране, обществу, просто работали, учили, жили, теперь уходят в небытие как противники режима, «шпионы» всех западных разведок и т. д. Другие, те, кого мы почитаем как новомучеников и исповедников, укреплялись убежденностью в том, что жизнь человеческая не ограничивается земным уделом, верили в будущее преодоление зла и торжества добра.
А урок… Напрашивается самое простое, как заклинание – такое не должно повториться.
— Кто, по Вашему мнению, в первую очередь ответствен за восстановление исторической памяти об этих событиях?
— Ответственны все: государство, местные власти, общественные организации. А вообще мне не очень нравится слово «ответствен» в постановке этого вопроса. Обязаловкой попахивает. Мне кажется, в данном случае речь должна идти о заинтересованности. Нельзя из-под палки заставлять восстанавливать память.
Живущие ныне должны осознать, что наш долг — опровергнуть несправедливые обвинения, вернуть пострадавшим людям доброе имя.
Должен сказать, что для увековечения памяти новомучеников очень многое делается Русской Православной Церковью: это и изучение их подвига, и многочисленные публикации. Вот уже более десяти лет совершаются под открытым небом ежегодные богослужения на Бутовском полигоне, которые возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Немало уже на подмосковной земле возведено храмов в память об этих святых, и мы помогаем Церкви делать это.
— Что нужно сделать, чтобы память о Бутовском полигоне действительно была восстановлена?
— Нужны действия. Меньше слов — больше действий. Семь лет назад Святейший Патриарх Алексий обратился ко мне как к губернатору Московской области с просьбой увековечить память жертв политических репрессий, расстрелянных на Бутовском полигоне, объявить это место памятником истории и утвердить зоны охраны. Правительство Московской области приняло соответствующее постановление, предусматривающее разработку Генерального плана по созданию мемориального комплекса «Бутовский полигон». Памятник создан. Мы прилагаем все силы для обеспечения сохранности его территории. Благодаря принятию этого постановления территория памятного места получила статус зоны особого градостроительного регулирования, которая строго регламентирует хозяйственную и иную деятельность на его территории. Следующим этапом после проведения необходимых исследований должно стать определение территории, подлежащей мемориализации и музеефикации, говоря научным языком.
Очень многое для сохранения этого места после отнесения его к объектам культурного наследия регионального значения делает администрация Ленинского муниципального района Московской области. В соответствии с решением областного правительства здесь построена линия электропередачи для электроснабжения полигона. С 2004 года мы вместе с Москвой участвуем в благоустройстве полигона и будем это делать дальше. Тем более что Святейший Патриарх обратился к нам с просьбой совместно продолжить эту работу. С нашей стороны уже разработан план мероприятий по благоустройству. Этот план включает в себя очень большой объем работ и предусматривает значительное вложение средств. Достаточно сказать, что намечено восстановление усадебного флигеля с тем, чтобы в нем организовать музей памяти жертв, и он обязательно появится. Будет благоустроено сельское кладбище, будут продолжены работы по исследованию лесного участка с целью обнаружения захоронений, восстановлена и очищена система прудов, изготовлены и установлены мемориальные доски с именами всех пострадавших на полигоне… Работа, как видите, предстоит еще очень-очень большая. Причем я огласил далеко не полный реестр из этого плана. Сейчас в областных ведомствах и органах власти прорабатываются варианты реализации этих мероприятий.
Если обратиться к истории, то можно увидеть, что наши предки в память об исторических событиях, и радостных, и скорбных, ставили храмы. В Бутове уже возведен величественный храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Российских, а в Коммунарке – церковь Святых новомучеников и исповедников Российских. Тут и вечная память о праведниках, и молитва обо всех погибших в тяжелую годину. В настоящее время проектируется особый мемориальный знак, который будет установлен на Калужском шоссе для указания на это историческое место.
Беседовал Николай Лободюк