Ребенок постоянно и непроизвольно совершает одно и то же движение: расставляет карандаши или игрушки в строгом порядке, чешет себе уши, дотрагивается до конкретных вещей, намыливает руки определенное количество раз — примеров здесь может быть множество. Что происходит с ребенком, как избавиться от навязчивой привычки?
На эти и другие вопросы, связанные с проблемой навязчивых движений в нашей постоянной рубрике "Советы детского психолога" отвечает семейный психолог, член Общества практикующих психологов «Гештальт-подход» Евгения Андреева.
Внешние навязчивые действия — сигнал тела о том, что человека что-то тревожит.
В каждом конкретном случае нужно рассматривать контекст, в котором у ребенка появились навязчивые движения, анализировать происходящее в его жизни, обстановку в его семье.
Например, когда ребенок грызет ногти, расчесывает до крови руки, то есть совершает действия, которыми, условно говоря, ранит себя, то это может быть связанно с подавленной агрессией. Может быть, его стыдят, когда он сердится или как-то иначе пытается выразить негативные эмоции. Они все равно выходят, но уже на уровне тела: агрессия направляется ребенком на самого себя.
Другой пример — в семье что-то происходит, ребенок или не может сформулировать, что ему не нравится в ситуации, или боится это сделать. Бывает, ребенку непонятны какие-то ограничения, которые предлагают родители. Бывает, что родители говорят одно, а поступают по-другому. Или у родителей конфликт, а они делают вид, что всё хорошо. Ребенок чувствует негативный фон, а объяснить не может.
Если, например, ребенку важно, чтобы игрушки стояли только в определенной последовательности, это может значить, что ему не хватает порядка в жизни, нет режима или всё очень быстро меняется — он растерян, чувствует тревогу.
Ребенок может реагировать навязчивыми движениями и когда от него, например, жестко требуют соблюдения каких-то правил, и он в страхе старается себя контролировать, сдерживать эмоционально. Соответственно, напряжение вновь снимается через телесные проявления.
В любом случае, навязчивые движения — проявление внутренней тревожности, с которой ребенок не может справиться, они не возникают на фоне полного психологического благополучия. Причем они характерны как раз для детей, не склонных к бурному проявлению эмоций.
Что делать родителям?
Лучше обратиться к специалисту — психологу, психотерапевту, психоневрологу. Родителям стоит понаблюдать, в какие моменты у ребенка возникают навязчивые движения, когда усиливаются — например, после того, как поругали родители или после школы. То есть нужно попытаться найти точку напряжения.
Если удалось это заметить, с ребенком можно поговорить, например, так: «Мне кажется, ты переживаешь вот по такому поводу». И дальше попытаться разобраться, если возможно, подкорректировать тревожащую ситуацию.
Запрещать и ругать не имеет смысла: эти состояния потому и называются «навязчивыми», что не снимаются приказами: «Не делай так!» Наоборот, порицания и запреты могут усиливать напряжение. Нужно отнестись к таким проявлениям именно как к симптому неблагополучия и пытаться исправить причину, его вызывающую.