Нападения на иностранных студентов и просто на людей с другим цветом кожи, в том числе граждан России, продолжаются. И, как ни печально, фоном для этих бесчинств часто становится молчаливое одобрение православных людей, для которых, по выражению одной из сотрудниц нашего журнала, в Церкви “нет ни эллина, ни иудея — только русские”.
Однако доказательством сверхнационального характера Православия являются не слова, а судьбы простых верующих людей. С членами Русской Православной Церкви, живущими среди нас, но принадлежащими к иным народам и расам, корреспондент журнала “Фома” встречалась в Санкт-Петербурге, откуда информация о нападениях на иностранцев и просто людей с другим цветом кожи впервые прогремела на всю страну.
Священник Георгий Тиммер
Люблю Россию всем сердцем
Максим очень чистый и светлый молодой человек, который делает первые шаги к Богу. Дома он молится своими словами, читает Евангелие. И он намного ближе к Богу, чем те русские, которые кричат на каждом углу: “Иудеи, вон, в Израиль!”, “Африканцам здесь делать нечего!” Хотя русский человек всегда был очень гостеприимным, открытым и добрым.
Я служу в храме преподобного Серафима Саровского. Приход принял меня очень тепло и искренне. Все знают, что я по национальности – голландец. Меня поддерживают и помогают во многих вещах. Здесь за меня молятся, как и я за них. Я купаюсь в любви. Некоторые прихожане мне признавались, что они рады тому, что я, голландец, приехал и узнал правду о России, что здесь есть благодать Божия, есть духовная жизнь.
Сейчас в городе происходят настоящие гонения на иностранных студентов, и меня это очень беспокоит. На мой взгляд, корень этой проблемы заключается в безбожии, которое царило в обществе в течение семидесяти лет. Эти молодые люди, как и их родители – “урожай” атеистического воспитания. Родители этих несчастных жили без Бога и были плохим примером для своих детей. Они не ходили в храм, не молились, они не дали ничего важного и нужного своим чадам. А сейчас пришло время пожинать плоды. И плоды, как мы видим, несладкие: их дети не понимают сути свободы, считают, что свобода – это произвол. В обществе царит вседозволенность и распущенность, напрочь отсутствует страх Божий. Мы молимся за этих заблудших овец. И я призываю их прийти спасаться в лоне Церкви.
Я вспоминаю свой первый приезд в Россию в возрасте семнадцати лет. Это был 1992 год. Я приехал вместе с группой из сорока восьми человек – помогать в восстановительных работах. В школе все мы изучали русский язык, но определенный страх перед Россией присутствовал у каждого. Учителя предупреждали, чтобы мы своим поведением и одеждой не привлекали к себе внимания на улицах. Нам говорили, что к “иностранцам” в России особое отношение.
Мы поехали прямо в глубинку, в город Лодейное Поле, в монастырь Александра Свирского. Местные жители к нам отнеслись очень доброжелательно и миролюбиво. По субботам в монастырь приезжал приходской священник из Лодейного Поля, и когда в совершенно пустом храме, без иконостаса, без икон, он служил с небольшим хором, я испытывал необычайные переживания – было ощущение, что сам Господь присутствует на Литургии. Я почувствовал, что в России можно найти все, что мне нужно, и всем сердцем полюбил эту страну. Но принял Крещение только через два года после моего первого приезда в Россию. То, что я стал православным голландцем, никак не отразилось на отношениях с близкими. Мама сказала, что это мне пошло на пользу и во благо, ведь для матери главное, чтобы ее сын был здоров и счастлив.
Однако мои внутренние изменения оказались устойчивыми – когда я вернулся в Голландию, для меня главным в жизни стала Церковь. Я помню первые годы после Крещения. Они сопровождались особой благодатью. Все шло очень хорошо, самочувствие было отличным, все получалось и складывалось замечательно. Я старался посещать все службы, пел в храме, читал, иногда даже просфоры пек. Через пять лет и мой старший брат принял Православие. Священник, который меня крестил, посоветовал мне поступать в Петербургскую духовную семинарию. Я сдал экзамены и поступил. Летом я заканчиваю Духовную семинарию и уезжаю служить в Голландию. Я буду очень скучать по России и молиться за вас.
Данай (Даниил) Ванна
Я не знал русского
Я родился 29 ноября 1978 года в столице Таиланда, Бангкоке. Я вырос в многодетной семье. Мои родители, братья и сестры – буддисты. Сразу после школы я окончил техникум и устроился работать в компьютерный магазин.
Однажды в наш магазин зашел православный священник. Он покупал компьютер для православного прихода в Бангкоке и попросил меня помочь установить его. Мы познакомились. Это был игумен Олег (Черепанин). У нас с ним возникли дружеские отношения. Впоследствии батюшка мне много рассказывал о православной вере, показывал фотографии русских церквей. Я всегда с большим интересом слушал его замечательно интересные рассказы о христианстве. В течение года я ходил на службы и читал Библию, которую мне подарил отец Олег. А в 2001 году крестился. Все мои близкие к моему решению отнеслись с большим уважением.
Свято-Николаевский православный приход в Бангкоке молодой – ему 8 лет. Здесь на большие церковные праздники собирается достаточно много народу. Можно встретить украинцев, белорусов, русских. И даже православных тайцев. Но их, конечно, мало.
Некоторое время после крещения я жил в Таиланде, а потом мы с батюшкой оправились в далекую Россию. А Библию я оставил своей семье, и теперь мои близкие ее изучают. Отец Олег благословил меня поступать в духовную семинарию. Мы с ним долго думали, в какой семинарии мне учиться: московской или петербургской. Конечно, мне очень понравилась московская. Она находится за городом, там тихо и спокойно. Но один сотрудник отдела внешних церковных связей Московского Патриархата посоветовал мне учиться в Санкт-Петербурге. Мотивация была простой: в Питере иностранным студентам легче зарегистрироваться.
Когда я приехал учиться в Россию, я не знал ни одной буквы русского алфавита. Первое время мне здесь было страшновато и очень холодно. Изучать русский язык было очень тяжело. Я брал частные уроки и первые два года света Божьего не видел – днями и ночами учил язык. И только в 2003 году сдал экзамены и поступил в семинарию. Студенты Духовной семинарии приняли меня очень хорошо. Они от души мне помогают совершенствовать русский, у меня много друзей и хороших знакомых. Мой самый любимый предмет – церковное пение, любимый писатель – Федор Достоевский; я особенно люблю его романы “Братья Карамазовы” и “Преступление и наказание”.
Я слышал, что сейчас в Петербурге неспокойно. Это связано с убийствами иностранных студентов. Однако ни на улицах города, ни в общественных местах я никогда не сталкивался с агрессией по отношению к себе. А вот мои знакомые православные студенты-иностранцы сталкивались. Некоторое время назад двух моих приятелей избили и обокрали у станции метро “Площадь Александра Невского”. А самое страшное, что за них не заступился никто из прохожих. Мой духовный отец сказал мне: “Если кто-нибудь на тебя захочет поднять руку, то ты скажи ему, что ты – семинарист, будущий православный священник. И обидев тебя, они обидят Бога, и дорого заплатят за свой поступок”.
Скоро я окончу семинарию, стану священником и поеду с православной миссией в Таиланд. Тайцы – очень миролюбивая и доброжелательная нация. В Таиланде можно встретить людей разных национальностей, но конфликтов на этой почве у нас не возникает. И для нас “белый человек” – олицетворение красоты и добра.
На заставке фрагмент фото Flickr.com/Bart