Вопрос читателя:
Когда Бог сошел на землю и воплотился в человеческое тело, нарушается ли полнота Нераздельной Троицы?
Андрей
Ответ священника:
Здравствуйте, Андрей!
Воплощение Господа и Спасителя Христа ни в коем случае не нарушает нераздельности Пресвятой Троицы. Воплотилось именно Второе Лицо Пресвятой Троицы. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «Слово стало плотью» (Ин. 1, 14). Слово, Логос для апостола Иоанна является одним из имен Бога Сына.
Божественное естество «все в Отце, все в Сыне и все в Духе Святом» (св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», кн. 3, гл. 6). Поэтому, говоря о Воплощении, мы не имеем в виду, что безличное Божество соединилось с естеством человеческим. Но Божие естество, в одной из Своих Ипостасей, все и «всецело соединилось с естеством человеческим» (св. Иоанн Дамаскин, там же).
Отношения Лиц Пресвятой Троицы выражаются посредством личностных, или ипостасных свойств. Эти свойства являются вечными как свойства Божии, они не могут изменяться. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Не вношу четвертого Лица в Троицу, да не будет. Но исповедую единое Лице Бога Слова и плоть Его. Троица пребыла Троицей и по Воплощении Слова. Плоть Бога Слова не получила самостоятельной ипостаси и не стала ипостасью, разной от Ипостаси Бога Слова, но в ней получив ипостась, стала, лучше сказать, принятою в Ипостась Бога Слова, нежели самостоятельною ипостасью. Потому она и не остается безипостасною и не вводит в Троицу иной ипостаси». (св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение...», кн. 3, гл. 8).
Читайтe также:
Через учение о воипостазировании Церковь, насколько это возможно, поясняет как и почему после Воплощения Воплотившийся есть Тот же Сын Божий и человечество в Нем не имеет собственного лица, собственной ипостаси. А раз так, значит Воплощение, во-первых, не вводит в Троицу четвертого Лица, а во-вторых, не рассекает единого Лица Сына Божия.
Во Христе Божественное и человеческое естество соединены по образу того, как соединены душа и тело в человеке. Таким образом, человечество во Христе мыслится как воипостасное. «Всякий человек вообще состоит из души и тела, а Спаситель состоит из Божества и человечества... Христос не обладает некоей человеческой ипостасью, которая обособлена подобно нашей. Но Ипостась Слова является общей, неотделимой как от Его человеческой, так и от Его Божественной природы», — писал Леонтий Иерусалимский. Таким образом, человечество Спасителя получает свое бытие не в человеческой ипостаси, как в случае каждого из нас, а в Боге Сыне, является воипостазированным в Ипостаси Слова.
Апостол Павел напоминает, что явление Бога во плоти есть «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3, 16). Образ соединения естеств во Христе недоступен нашему пониманию, потому выразить эту тайну мы можем только в отрицательных (апофатических) терминах. В определении IV Вселенского Собора содержатся четыре термина, посредством которых описывается образ соединения Божественной и человеческой природ в едином Лице Сына Божия. Эти термины встречаются уже у святителя Кирилла Александрийского: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
Терминами «неслитно» и «неизменно» опровергается ересь монофизитства, терминами «нераздельно» и «неразлучно» — несторианство. Тем самым Христос есть единая Ипостась, единое Лицо, единое «Я», личностью тождественное Сыну Божию.Подтверждением такого понимания личности Спасителя является и то, что и после Воплощения Священное Писание называет Господа и Спасителя Христа Сыном Божиим Единородным (см. Ин. 1, 14; Ин, 3,16; 1 Ин. 5, 20; Рим. 8,32).
Очень точно и поэтично об этом пишет Владимир Лосский в своём «Догматическом богословии: «Итак, во Христе нет личности человеческой: есть человек, но личность Его — Лицо Божественное. Христос — человек, но личность Его — с неба. Отсюда выражение апостола Павла „Небесный Человек“. Можем ли мы говорить о соединении двух природ, об их „сотрудничестве“, как говорили отцы? Сами отцы постоянно себя уточняют, побуждая и нас очищать свой язык. Человечество Христа никогда не было некоей отдельной и предшествующей Ему природой, которая присоединилась бы к Божеству. Она никогда не существовала вне Личности Христа, Он Сам создал ее в Своей Ипостаси — не „из ничего“, поскольку надо было восстановить всю историю, все состояние человека, но из Девы, предочищенной Духом Святым. Нетварное Лицо Само творит Свою человеческую природу, и она с самого начала есть „человечество“ Слова. Строго говоря, это не соединение, и даже не восприятие, но — единство двух природ в Личности Слова с самого момента Его воплощения. „Неограниченный неизреченно Себя ограничивает, а ограниченный распространяется до меры Неограниченного“, — пишет святой Максим Исповедник. Бог „плотски“ входит в плоть истории. История — это риск; Бог идет на риск. Он, Полнота, снисходит до последних пределов бытия, подточенного греховной неполнотой, чтобы вернуть свободным существам возможность спасения, не нарушая их свободы».
Возможно, в силу краткости, мой ответ показался Вам сложным или неполным. Для детального изучения вопроса рекомендую Вам обратиться к систематическим курсам, пройти которые можно в духовных учебных заведениях или на катехизаторских курсах, как очно, так и дистанционно.
Желаю Вам укрепления веры в процессе изучения догматов Святой Церкви!