Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что проблема формирования личности в процессе обучения вызывает у Церкви большую озабоченность, поскольку система образования фактически лишена воспитательной функции.
Может ли школа полностью самоустраниться от того, чтобы воспитывать человека? Сегодня практически так и происходит, за редчайшим исключением, – сказал Патриарх Кирилл на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в понедельник в Москве.
Есть специфические учреждения: православные гимназии, кадетские и казачьи корпуса, где действительно осуществляется вместе с образовательной повесткой дня и воспитательная. Но ведь это капля в море по отношению к тому, что сейчас происходит вообще в нашем народном образовании, если использовать исторический термин, которым мы описывали систему образования в нашей стране, – добавил он.
Предстоятель Русской Церкви отметил, что отсутствие ценностных ориентиров системы образования приводит к тому, что выпускник образовательного учреждения мировоззренчески никак не ориентирован, но зато имеет невероятно высокое самомнение, что, по словам Патриарха, легко наблюдать по дискуссиям в блогосфере.
У людей отсутствует чувство самокритики. Я нередко употреблял такое сравнение, что очень хорошим образовательным потенциалом обладают ученые советы: там никто никого не воспитывает, но на ученом совете нельзя сказать глупость, просто первую мысль, которая тебе в голову придет, потому что тебя коллеги сразу поправят. В мире науки не допускается пустословие. А если ученый говорит пустые слова, он перестает иметь авторитет в научном сообществе, – заметил Патриарх.
Сегодня наше медийное дискуссионное пространство наполнено этими пустыми словами и в огромном количестве шумов нет реальных сигналов. Чем больше человек производит шума, тем более, как ему кажется, он значимая личность. Это все происходит от отсутствия ценностной ориентации, – добавил он.
Поэтому вопросы воспитания должны быть одними из первых в повестке дня. Народное образование должно служить интересам народа, интересам личности, это образование должно формировать человека, – заключил Патриарх Кирилл.