«Нам так комфортно жить во лжи, особенно в той, которую мы сами выбрали» — священник о поиске настоящего себя

«Нам так комфортно жить во лжи, особенно в той, которую мы сами выбрали» — священник о поиске настоящего себя

«Нам так комфортно жить во лжи, особенно в той, которую мы сами выбрали» — священник о поиске настоящего себя

Протоиерей Стивен (Стефан) Фриман, настоятель храма святой Анны в городе Оук-Ридж, штат Теннесси, США, основатель популярного православного блога Glory to God for All Things («Слава Богу за все»).

Камнем преткновения в человеческих отношениях зачастую становится правда. Кому-то это покажется странным, но проблема правды в самой ее природе: она не может изменять себе, подстраиваясь под обстоятельства. В отличие от лжи — вот та умеет приспосабливаться и менять обличия в зависимости от того, с кем имеет дело. «Цель оправдывает средства» — вот суть лжи. Каждый год Америка тратит около 250 миллиардов долларов на рекламу. Но цель всех этих усилий вовсе не сообщить достоверную информацию, а разжечь желание купить. И честность тут редко служит сдерживающим фактором.

Вот и наша жизнь порой напоминает рекламную кампанию — мы пытаемся «продать» наиболее привлекательный свой образ. И какое нам дело до того, насколько он далек от истины! Ведь нам так комфортно жить во лжи, особенно в той, которую мы сами выбрали.

В психологии есть такое понятие — «синдром самозванца»: это состояние, при котором человек чувствует, будто все время притворяется кем-то другим. Странно, что еще не все вокруг погрузились в это состояние.

Ложь совершает насилие над истиной. И если Бог есть Истина (во что мы, христиане, веруем), то ложь — идолопоклонство, попытка придумать «правду», чуждую правде Божией. По сути, это убийство, попытка подменить бытие небытием. Жизнь не по Евангелию стоит на насилии и лжи — двух «столпах» ницшеанского культа сверхчеловека, подчиняющего своей воле даже то, что изначально ей неподвластно.

Христос же Сам есть Истина и в его земной жизни и учении нет места насилию, понуждению или назидательной риторике. Он вообще часто говорил притчами, которые приводили (и до сих пор приводят) людей в замешательство.

Бог не навязывает нам Свою волю. И хотя многие не согласятся и тут же начнут сыпать историями из Ветхого Завета, ни одного современного примера они привести не смогут. Не потому ли наш мир безудержно предается величайшим порокам? Новозаветная история не знает явного, прямого Божьего вмешательства, направляющего и защищающего Его избранный народ и обличающего и карающего нечестивцев. И сколько бы мы ни спорили о том, когда настанет Последний Суд, сегодня, по крайней мере, ничто его не предвещает.

Это вовсе не значит, что Богу нет до нас дела. Он просто долготерпелив.

Конечно, есть немало христиан, которые верят, что правосудие Божие в том, что Он наперекор всему Сам ведет историю к намеченному Им финалу. Но подтверждают это только ветхозаветные свидетельства. История нового времени опровергает данную точку зрения. Ведь если допустить, что Бог силой ведет нас к каким-то благим целям, придется признать, что Он потерпел неудачу — стоит поглядеть вокруг.

Я вовсе не имею в виду, что Бог вывел Себя за рамки человеческой истории. Подобные представления — чистой воды секуляризм, бесконечно далекий от истины. Другой вопрос — как именно Он участвует в этой истории. Воплощение Христа, Его смерть и Воскресение — вот главные свидетельства Божьего присутствия в мире. Он верен Своему завету с нами вплоть до самой смерти — и смерти крестной.

В тот день, когда Христос взошел на Крест, жители Иерусалима не заметили ничего из ряда вон выходящего. Ну да, произошло землетрясение, возможно, были и другие необычные явления, но и ученики Христа, и все остальные их попросту проглядели. А ведь история в тот момент приблизилась к своему Окончанию. Прозвучало решающее слово Божие, и настал момент истины.

В одном из переводов книги Исход есть удивительно точные строки, которые я давно полюбил (17:16): «И построил Моисей жертвенник Господу и назвал – имя его: Господь мое убежище; потому что — рукой скрытой воюет Господь против Амалика из поколений в поколения». Они точно описывают, как Господь ведет мир ко спасению. По словам апостола Павла, проповедовать Христа распятого — безумие. Ведь мы утверждаем, что смерть странствующего проповедника где-то на краю земли стала кульминацией всей мировой истории. И именно в этом — истина.

Промысл Божий, хранящий и управляющий всем в мире, действует сокровенно — его можно почувствовать, но можно и не узнать. Бог не действует насильно.

Так и с истиной: мы можем прожить всю жизнь среди жестокости и лжи, но правда останется неизменной, неприкосновенной, и будет подавать нам тайные знаки. И это — свидетельство долготерпения и милости Божией к нам. Если бы наша жестокость и ложь могли повлиять на истину, мы уже давно превратили бы мир в ад.

Но Бог не только Сам действует сокровенно, Он и нам предлагает поступать так же. Христос утвердил свое учение на милосердии и всепрощении, и нас призвал уподобиться Богу (Лк 6:36, Мф 5:45). И это — путь к подлинной жизни, к правде о нас самих.

В детстве нас спрашивают: «Кем вы хотите стать, когда вырастете?», и этот вопрос преследует нас большую часть жизни. Наша культура все время требует от нас кем-то «стать», но не дает узнать правду о самих себе. Видимо, потому, что ее невозможно монетизировать.

Постичь эту правду можно лишь терпеливо, пристально и внимательно постигая истинную природу окружающего мира. В этом, на мой взгляд, и есть источник радости и благодарения. Все сущее по своей природе — дар. Не мы создали этот мир, он был нам подарен. А еще радость приходит, когда мы осознаем, что все, данное нам Богом — благо, как благ Его честной и животворящий Крест.

В погоне за счастьем мы заполняем свою жизнь развлечениями и прочими химерами. Но все они эфемерны и лишь разжигают желания пустыми обещаниями. А вот истину, которая пребывает в мире и в нас самих, у нас не отнять. Открывая ее, мы испытываем радость и удивление, ведь то, чего больше всего жаждет наше сердце, оказывается тут — живое и настоящее.

Наши фантазии и вымыслы, даже самые прекрасные, ни к чему не ведут. И полезны лишь тем, что на их фоне яснее видно то, что создал Бог. Это — наша жизнь. Дар. Радость. Чудо.

Заголовок дан редакцией. Оригинал публикации: https://blogs.ancientfaith.com/glory2godforallthings/2019/11/07/a-patient-joy-find-the-true-self

Перевела с английского языка Дарья Прохорова

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (22 голосов, средняя: 4,91 из 5)
Загрузка...
5 марта 2020
Поделиться:

    Загрузить ещё