За что Бог наказывает безумием?
Безумие — это беда, последствие той катастрофы, в которую повергло всех нас грехопадение Адама и Евы. Полное исцеление от этого недуга мы обретаем во Христе, Своим Крестом и Воскресением исправившем ошибку Адама.
Я не думаю, что Бог наказывает безумием. Это либо болезнь, пришедшая в мир из-за падения Евы и Адама, — мы именуем ее падшестью человеческой природы, к проявлениям которой можно отнести весь спектр диагнозов из области психиатрии, — либо сознательный выбор человека, отвернувшегося от Творца.
Когда мы читаем в библейской книге Бытие о том, как Адам, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла, пытался спрятаться за кустами от Вездесущего Творца, мы понимаем, что он или утратил разум, или утратил память о Боге, поместив на Его место фантом.
Уже в раю мы видим, как падший человек генерирует в своем сознании по своему подобию идола, не испытывая к нему иных чувств, кроме страха, и наивно полагая, что он локализован где-то там, за кустами, а стало быть, его можно провести. Еще до изгнания из рая человек уже очевидно утрачивает адекватность. Он стыдится Евы — она стала ему чужой: совместный грех разодрал их внутреннее единство. Но, вместо того чтобы избавиться от уродства лжи и тщеславия, которыми обезобразил первых людей коварный змей, они предпочитают избавиться друг от друга. А как иначе понять трусливую и, будем честными, подлую попытку Адама свалить свою ответственность на жену? Поэтому многие человеконенавистнические мании и фобии, неврозы и психозы и, думаю, практически все скандалы и истерики в самой глубине своей коренятся в этом разъединении самых близких людей вследствие грехопадения.
Наконец, грех лишает человека его собственной внутренней гармонии. До грехопадения все природные энергии и силы человека устремлялись ввысь и приносили пользу окружающему миру. Человек напоминал свечу, что тянется к небу и светит окружающим. После грехопадения эти добрые свойства человеческой природы одичали, превратились в страсти и начали разрывать человека на части.
В этом и состоит подвиг христианина, чтобы покаянным усилием собрать себя назад и пойти дальше. Ко Христу, Который восполнит недостающие звенья нашей природы — в их числе может быть и рассудок — Своей благодатью.
За что Бог наказывает неврозом?
Впервые сталкиваюсь с понятием «невроз» в религиозном контексте: «за что это мне», «откуда это у меня», «за какой грех»? Такая постановка вопроса не имеет ответа или же он сугубо отрицательный: «Ни за что!» Невроз не является чьим-то планом, замыслом, местью или наказанием. Это скорее результат человеческого бессознательного выбора, навыка, воли и естественного хода жизни.
Говоря о неврозах, врачи выделяют патологические симптомы и подразделяют их на несколько видов. Мы же в первую очередь будем говорить о психогенных неврозах, которые возникают с участием человеческой психики. Мы используем понятие «психоз» в патопсихологическом подходе, а не в медицинском.
Нарушения (или расстройства, как говорят медики) при неврозе всегда носят комплексный характер. Часть из них проявляется в поведении, словах, поступках и отношениях человека, а часть реализуется на внутриличностном уровне. Есть несколько уровней невротического поведения.
- Собственно поведение человека, его поступки, слова и отношения.
- Эмоции человека, эмоциональное переживание, эмоциональные реакции.
- Мотивы, привычные паттерны (схемы, штампы и стереотипы) поведения.
- Базовые потребности личности, которые являются ее природой.
Мы выделяем семь таких потребностей: существования (бытия), самоценности, принадлежности, самореализации, самостоятельности (или свободы), безопасности (или целостности, стабильности) и духовной жизни (связи с высшим, священным, смысл жизни).
Все семь этих потребностей присутствуют в личности и проявляют себя. Это движущие силы личности, которая живет ими. Но не все базовые потребности удовлетворяются, часто между ними возникает конфликт, который на самом деле нормален и неизбежен, но именно он может сформировать невротическое расстройство. Конфликт самореализации и безопасности, потому что допускает риск ошибки, которая приводит к возникновению чувства стыда, вины, потери значимости. Например, страх начать новое дело, страх назначения на новую должность.
Конфликт принадлежности и независимости (самостоятельности). Русская православная девушка и татарин-мусульманин полюбили друг друга и хотят пожениться. Их семьи против такого брака. Ради любви к своим родителям молодые люди готовы отказаться от любви, то есть отвергнуть часть себя. В данной ситуации приходят в противоречие базовые потребности в принадлежности и самостоятельности (любить и быть любимым и принять самостоятельное решение).
В жизни мы чаще всего сталкиваемся с конфликтом не двух, а трех и более потребностей. Каким образом мы решаем эти внутриличностные конфликты? Путем принятия собственного решения. Да, я выйду замуж за того, кого люблю, пусть моя семья и будет против, и я понимаю последствия этого решения. Да, я рожу седьмого ребенка, несмотря на предостережения мамы, свекрови или врачей. Да, я отказываюсь от предложенного повышения по работе, потому что боюсь не справиться, но мне стыдно это признать, поэтому я заболею или уйду в запой. Однако не всякий конфликт разрешается выбором и действием. Если человек бесконечно колеблется в принятии решения, может сформироваться невроз. Внутриличностный конфликт можно рассматривать как возможный, первичный уровень невроза.
Важно, что для принятия серьезного решения нужно мужество, ответственность и сила воли. Но не всегда личность в полной мере обладает зрелостью, чтобы разрешить конфликт. Когда человеку не хватает этих качеств, недостаточен уровень развития личности, может сформироваться невроз, то есть затяжной, хронический внутриличностный конфликт двух схем поведения, двух возможных путей решения. Например, «я хочу самостоятельности, но не хочу ссориться с мамой. Я ненавижу себя и ее за то, что она не дает мне свободы, но сам я не могу (не хочу) освободиться от зависимости». Такова привычная для незрелого человека зависимость — сформировавшийся второй уровень невроза.
Так срабатывает механизм невроза: нарастает напряжение внутри, постепенно оно переходит в раздражение и даже агрессию, причем как внешнюю, эмоциональную реакцию (направленную на других людей, внешние обстоятельства, Бога), так и внутреннюю, на себя самого. Это возможно, когда человек не может выплеснуть свое внутреннее напряжение вовне, стоит некий запрет, он направляет его на себя самого, что порождает психосоматические реакции. Частая причина алкоголизма и наркомании — невротическая, которая требует поиска средств снятия внутреннего напряжения. Алкоголь у нас национально лоялен: «какой ты русский, если не пьешь водку?» Алкоголизм, один из психосоматических синдромов, также можно рассматривать как проявление невроза, но уже на органическом уровне химической зависимости (третий уровень).
Четвертый уровень невроза — поведенческий. Человек хочет близких отношений, но при этом сам их разрушает. Так называемая «конфликтная личность», с которой мы сталкиваемся на работе, когда человек и хочет быть принятым в обществе, но при этом сам провоцирует окружающих и агрессивно себя ведет. Иным способом выстраивания невротических отношений может быть роль «вечной жертвы», вызывающей жалость из-за жалоб и обвинений других. Человек ведет себя таким образом (давит на жалость), ожидая проявлений заботы, помощи, защиты, но не готов все это принять, поскольку боится быть униженным: «я не просил, чтобы меня спасали».
Примеры невротического поведения
«Материнский комплекс» проявляется у взрослого человека и заключается в очень сильной привязанности к матери. Возраст — относительная вещь, он здесь не важен, хотя речь идет не о детях, конечно же. Взрослый человек мысленно постоянно обращается к своей матери и ждет ее одобрения, то есть несет в себе сильную привязанность по детскому типу. Иными словами, инфантильность. Взрослый действует с оглядкой на маму, которая может в результате его поступка осудить, обидеться, загрустить, стать несчастной. В результате решение не принято, но человек винит в этом мать, которая «не дает ему жить, жениться, получить профессию» и т. д. Такие могут быть невротические последствия в этой ситуации.
Примером часто встречающегося невроза может быть и «роковая женщина», которая постоянно стремится к сильному сексуальному влиянию на мужчин. Масса сил уходит на работу над внешним видом, одеждой, сексуальным поведением, чтобы быть привлекательной. Привлекательность здесь используется как способ захватить власть над мужчиной (должность на работе, деньги, интриги, агрессивность). Однако власть такой женщине нужна для того, чтобы не попасть, в свою очередь, под власть мужчин (или мужчины). Речь может идти и о партнере по бизнесу, и о муже. Речь здесь идет, стало быть, не о власти как таковой, а о страхе перед властью другого. Потребность в безопасности в этом случае прикрыта потребностью во влиянии, значимости или потребностью в близости. Так называемая свободная женщина — современный идеал феминизма, тем не менее для женщин очень труднодостижимый. Слишком много труда и ответственности он требует от женщины. Но постоянная забота о своем внешнем виде, поведении требует колоссальных усилий и жертв. Отсюда пластические операции, забота о фигуре, лечение, спорт и проч. Почему это называем неврозом? Потому что построить длительные, глубокие и доверительные отношения нет возможности, поскольку близость вызывает страх подчинения, доверие вызывает страх обмануться и пропустить захват власти партнером, длительность отношений грозит сильной привязанностью. В результате часто — разрыв отношений. Невроз «роковой женщины» — в ошибочном мотиве: хочется близости и власти одновременно, страшно сблизиться; нужно завоевывать, а хочется любви. Внешне роковая женщина сексуальна и привлекательна, а внутри — разлад страха и инфантильности, так как душа «роковой женщины» — это испуганная девочка.
Инфантильность может иметь и противоположный комплекс. «Комплекс девочки». Причем это случается во всех возрастах (и в 50-60 лет встречаются женщины, которые разговаривают и ведут себя, как девочки) и проявляться может в разных стилях: «барби», «бедняжки». Такие женщины всегда ищут сильного покровителя и защитника, «папочку» или помощника. И муж, и партнер должен взять на себя ответственность за жизнь женщины. За этой необходимостью в принадлежности и сопричастности, близости и заботе может скрываться страх одиночества, беспомощности. Проблема здесь в том, что близких и доверительных отношений тоже нет. Нет партнерства, любви, а есть зависимость.
«Невроз Рогожина», как я его назвал по персонажу «Идиота» Ф. М. Достоевского. Необъяснимо сильное страстное влечение к Настасье Филипповне — это не просто большая любовь. Он ненавидит в себе эту страсть, зависимость от нее, но и не может избавиться. Понимает, что это грех, начинает ненавидеть себя и Настасью Филипповну тоже. «Синдром Рогожина» описан и Л. Н.Толстым в «Отце Сергии» и «Крейцеровой сонате» — ненависть к себе за крайнее увлечение человеком. В этом неврозе-страсти главное чувство не любовь, как может показаться, а зависимость. Рогожин ненавидит себя именно за свою зависимость от Настасьи Филипповны. Эта зависимость — не любовь, а страх быть отвергнутым. Невозможность принять унижение отверженности, брошенности, оставленности. Самоценность противоречит принадлежности; или потребность в значимости, убивающая любовь.
Еще один очень частый тип — «невроз матери». Женщина ищет в своих детях удовлетворения своего дефицита любви, недополученной (причем чаще всего субъективно) от своих родителей. Ищет любви детей, как восполнение дефицита любви родителей. Здесь невротический «перевертыш»: любовь к детям, которая на самом деле — потребность в любви к себе. Чем больше женщина «любит» детей, тем больше нуждается в любви к себе. Такая «удушающая» любовь к ребенку, которая на самом деле требует любви к себе, ждет «отдачи». Как по «родительско-детскому», так и по «супружескому, партнерскому» типу.
В первом случае начинается все рано. Пытаясь добиться удобного для себя поведения ребенка, ему уже с 3-4 лет говорят: «ты хочешь меня расстроить, не хочешь, чтобы я была счастлива». И малыш считывает, что именно такова любовь, он отказывает себе в игре, в развитии, боясь обидеть маму. Например, ребенок играет, шумит, бегает, разбрасывает игрушки, падает, прыгает и пр. Мать делает ему замечание «Ты меня не любишь! Вот если бы любил бы, не шумел бы так». Ребенок, конечно, любит мать, и ради этой любви готов сидеть по «стойке смирно», отказывая себе в игре. Другой пример: юноша собирается с друзьями в поход. Узнав об этом, мать со вздохом: «А помнишь, как мы с тобой мечтали поехать вдвоем на машине по Золотому кольцу?! Наверное, мне уже и не придётся увидеть эти города!» Если сын и откажет матери при таком упреке, то уедет с чувством вины. Невроз матери — в собственном дефиците любви.
Не менее удушающая невротическая любовь по партнерскому типу проявляется иначе: ребенка могут развивать, водить по кружкам, требуя единомыслия, общности интересов и мнений, связывая его спазмами любви, зависимости, удерживая его рядом с собой. Ребенок убежден, что у него счастливое детство. Ведь о нем так заботятся! Однако, нередко от такой «удушающей» любви возникает депрессия, так как собственные мотивы поведение ребенка, юноши, взрослого не развиваются.
Осознание — шаг к исцелению
Невротическое расстройство не возникает как неизбежное следствие рассмотренных конфликтов, страстей, страхов и комплексов. Вопреки всем обстоятельствам личность справляется со всеми выборами и решениями, вырабатывает адекватные навыки поведения и переживает трудности, не впадая в беспомощность. Всё сказанное — лишь условия и возможные причины. Ни врачи, ни психологи не могут объяснить, почему при одних и тех же условиях невроз формируется, а в других случаях нет. Внутриличностный конфликт, стресс, травма или перенапряжение могут стать условиями формирования невроза. Эти условия вызывают состояние, с которым человек не всегда может справиться. Но он никогда не выйдет из него, если ничего не будет для этого предпринимать и тем более если станет «искать виноватых», а не примет ответственность на себя. Когда человек задает вопрос именно в такой форме: «за что мне невроз», «почему Бог наказывает меня неврозом», то ответ ему трудно услышать из-за неосознанности и незрелости. Невроз может быть бедой человека, но пока он не признает и не осознает ее, как и свою ответственность за собственную жизнь, исцеления не произойдет.
Момент осознания, то есть принятия ответственности за то, что происходит, может стать первым шагом к исцелению от невроза. Причем здесь не нужно поспешных решений, не надо срочно бежать к врачам. Иногда достаточно понять, что «со мной происходит», чтобы искать решения и найти выход. Если человек проанализировал и принял свое состояние, осознал и пришел к выводу, что надо что-то с этим делать, то это уже хорошо. Определиться в ситуации, понять, где причины, а где следствия — это первый этап, в котором поспешность не нужна. Затем стоит разобраться и поискать помощи, причем не обязательно психолога, психотерапевта или психиатра, который назначит таблетки. На этом этапе может быть уместным общение с более опытным человеком. Помните, как Маугли пришел к Багире с сомнением: «Что со мной, я страдаю?» Она ему объяснила просто: «Ты полюбил». Иными словами, развеяла тревожное непонимание: «С тобой все в порядке, сейчас происходит кризис, ты начал чувствовать и понимать себя».
Так и любой человек, поняв, что ним происходит, или только признав, что что-то не так, начинает искать решение. А дальше, на третьем этапе, человек уже будет действовать сам: начнет изучать свою проблему через книги, или через общение, или обратится к специалисту — это будет уже его ответственное и взрослое решение.
Почему Бог не наказывает плохих людей?
Слово «наказание» правильно переводится и понимается как «научение». Господь никого не наказывает, не пытается доставить неприятность какую-то, а пытается научить нас всех. С нашей точки зрения человек плохой, а Господь только знает, в чем он плохой и насколько, кому и какое научение (наказание) поможет исправиться.
В этом мире нет справедливости, она будет только в Царствии Небесном. Здесь же главное, чтобы человек встретил смерть в максимально нравственном состоянии, чтобы он успел что-то исправить, совершить, понять. Поэтому Господь индивидуально подходит к каждому, зная, какое наказание на него подействует. А если человек в результате этого испытания ничего не поймет, а только озлобится еще больше, то Он не будет его как-то специально мучить. Поэтому все наши размышления об этом часто абсолютно неправильные — из-за недостатка информации.
В Ветхом Завете говорится, что Господь бьет всякого сына, которого принимает, кого любит, того и наказывает. «Плохие» люди, далекие от Бога, но Он наверняка о них заботится, не наказаниями, а другими способами пытается их спасти. А если они потом сами что-то поймут и исправятся, то возможно, и наказания будут в их жизни, чтобы они дальше совершенствовались.
В Царствие Небесное ведет узкий путь, надо нести свой крест, нет такого понятия, как справедливость, на земле. В Евангелии Он рассказывает притчу о работниках 11-го часа, которые получают столько же, сколько трудившиеся весь день. То есть очевидно, что Господь не применяет никакой справедливости, нет в Евангелии такого понятия. Человеческими мерками справедливости невозможно измерить Промысл Божий. Он много лучше, чем справедливость. Хотя некоторые считают, что раз Бог не поступает по справедливости с плохими людьми уже здесь, на земле, значит, Он и не всесилен.
Но вместо справедливости в нашей жизни действует Промысл Божий, когда Господь, зная, как и что повлияет на человека, ведет каждого к спасению. И ведь это же намного лучше! Вот если бы вам, за совершенное вами преступление, предложили на выбор справедливое наказание по суду (тюремное заключение) или некоторое задание на воле, пусть и трудное, но посильное, не слишком соответствующее преступлению, зато способствующее вашему исправлению, — что бы вы предпочли? Неужели «справедливо» терять месяцы жизни в тюрьме? То есть для себя мы понимаем, что нам выгодно и полезно смягченное наказание, хотя ясно, что закон имеет право наказать нас строго. Но это значит, что и Господь, как Всесильный, мог бы любого грешника соответственно наказать, не делает же этого, только зная лучший для него способ исправления.
Если человек оказался без вины в заключении, то это верный признак того, что Господь его любит, но, чтобы принять и вынести это, нужна вера. Без веры все эти наши размышления не подействуют. Если нет веры, то человеку кажется, что все неправильно.
Почему Бог наказывает детей за грехи родителей?
Надо сразу сказать, что Бог не наказывает детей за грехи родителей, все же каждый человек наказывается за свои грехи. Но почему возникает такой вопрос? Давайте обратимся к Священному Писанию как к самому достоверному источнику, говорящему о взаимоотношениях Бога и человека.
Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх 20:5–6). Вот, казалось бы, прямое указание. Дети наказываются за вину отцов, причем даже до третьего и четвертого рода. Но нужно обратить внимание, что эти слова стоят в прямой зависимости от предыдущей заповеди Бога: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им… и дальше стоит союз ибо, что значит «потому что, так как» и потом уже: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… (Исх 20:4–5). Но что еще важнее, Бог наказывает детей за вину отцов — не безвинных детей за преступления предков, что даже несогласно с другими местами Священного Писания, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов. Если дети не поступают по грехам отцов, то они невиновны.
Где же в Библии говорится о невиновности детей в грехах родителей и наоборот — родителей в грехах детей? Вот где:
Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор 24:16).
В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер 31:29–30).
И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет. Если кто праведен и творит суд и правду, <…> поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.
Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, чего он сам не делал совсем, <…> делает мерзость, <…> то будет ли он жив? [Нет], он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.
Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: <…> исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, — то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.
А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.
Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
<…>
Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. <…> Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез 18:1–5, 9–11, 12–14, 17–20, 30, 32).
Последствия грехов родителей сказываются на детях как в физическом, так и в духовном плане. Проще вырасти праведнику в семье праведников и наоборот, грешнику в семье грешников. Но Господь судит людей не одинаково. Он учитывает те условия, ту заданность, в которой родился и вырос человек. Недаром даже в притче о талантах Господь говорит, что рабы получили разное количество талантов: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе (выделено автором. — Прим. ред.) (Мф 25:15). Господь дает каждому по силе и спрашивает с человека соответственно.
«Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).