Вопрос читателя:

Можно ли спастись из ада? Если я правильно понимаю, учение говорит, что человека после смерти ожидают два суда — частный (для конкретного человека) и Страшный (окончательный для всех людей и всего мира). Но ведь если после частного суда приговор окончательный, то смысла во втором уже не будет. Значит, если после частного суда душа попала в ад, она всё еще имеет шансы на спасение (до Страшного суда), и она всё еще может выбраться из ада? Если да, то что ей в этом поможет и может ли она раскаяться самостоятельно?

Руслан

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогой Руслан, все верно: после смерти над каждым человеком происходит суд частный и далее в конце времен совершается уже последний, конечный суд, названный страшным.

Вот что пишет об этом преподобный Иустин (Попович):

«По учению Святого Откровения Последний Суд над миром принадлежит Владыке Христу, ибо Он — Спаситель мира. В Священном Писании говорится: Отец и не судит никого, но весь Суд отдал Сыну (Ин 5:22). Этот Суд над миром Господь Иисус Христос совершит при Своем Втором пришествии, ибо тогда Он придет „судити живым и мертвым“. И тот Суд будет окончательным. Но и прежде того Суда Господь совершает предварительный суд над каждым человеком, как только сей умрет и его душа отойдет из мира сего в мир оный. Этот суд называется частным. На этом частном суде Господь определяет душе удел в загробной жизни — до общего воскресения тел, которое будет при Втором пришествии Господа Иисуса Христа.

На частном суде Господь отводит праведным душам временное и неполное блаженство, а грешным душам — временное и неполное мучение. При этом Бог смотрит на всецелое нравственное состояние души на момент смерти — на всё ее содержание, с которым она вошла в загробный мир. Решающее значение имеет здесь отношение человека во время жизни на земле к Троичному Божеству, к спасительному подвигу Господа Иисуса Христа и к Его Богочеловеческому Телу, Церкви».

Подробно вопрос о частном суде разбирал, к примеру, митрополит Макарий (Булгаков). Он писал, что «как происходит частный суд, — св. Писание не излагает. Но образное представление этого суда, основанное преимущественно на свящ. Предании и согласное с св. Писанием, находим в учении о мытарствах (τελώνια), издревле существующем в православной Церкви... вследствие этих истязаний, этого подробного отчета каждой души в ее прежней жизни, души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами прямо в райские обители, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, обвиненные в нечестии, влекутся, по приговору невидимого Судии, демонами в их мрачные обители. И, следовательно, мытарства — это не что иное, как частный суд, который совершает над человеческими душами невидимо сам Господь Иисус посредством ангелов, допуская к тому и клеветников братии нашея (Апок 12, 10), злых духов, — суд, на котором припоминаются душе и беспристрастно оцениваются пред нею все еe дела, и после которого определяется ей известная участь».

Учение о мытарствах подробно излагал святитель Кирилл Александрийский. Как видите, частный суд от страшного отличается неполнотой полученной участи и — Вы правы — возможностью что-то изменить. Сама душа уже не может изменить свое состояние после разлучения с телом. То есть человек понимает все, в чем был неправ, но покаяние уже невозможно технически. И тут могут помочь молитвы о нем близких. Именно поэтому мы так усердно молимся о упокоении наших близких и родственников — чтобы наши молитвы помогли им, говоря Вашими словами, спастись из ада и оказаться все же в вечности с Господом.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: