Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.
О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.
Начнем с того, что Бог, как это ясно провозглашает Писание, действительно обладает всеведением — то есть полным, совершенным и истинным знанием обо всем, включая все будущие решения людей, ангелов или бесов. Как говорит Псалмопевец, «Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс 138:4), «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138:16). В истории разворачивается Божий замысел, который не может быть сорван: «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис 14:24). Причем этот замысел касается не только каких-то грандиозных исторических событий, но и жизней отдельных людей — в жизни христиан, как неоднократно свидетельствует Писание, разворачивается замысел Бога об их спасении:
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8:28-30).
Вера в промысл Бога, который действует как в истории, так и в моей жизни — важная часть нашего упования. Мы знаем, что Бог приведет нас к намеченным Им целям, Он обратит все, даже на первый взгляд вопиюще бессмысленные или ужасные события к осуществлению Своего замысла. Даже те, кто противится Богу, неизбежно послужат осуществлению того, что Он определил. Как говорят Апостолы, столкнувшись с гонениями и угрозами: «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян 4:24-28).
Может ли человек сорвать этот Божий замысел, выкинуть что-то настолько неожиданное, что пророчества не исполнятся, обетования не сбудутся, и вообще Божии планы останутся неисполненными?
Нет, это совершенно исключено. Никто не может сделать что-то неожиданное для Бога, что-то такое, что Он не знал бы или забыл бы учесть в Своем замысле. Противоречит ли это свободной воле и ответственности человека? Никоим образом.
Свобода не означает «способности сделать что-то, неизвестное Всеведущему». Она означает, что мы сами являемся авторами наших решений. Конечно, мы находимся в определенных обстоятельствах, на нас оказывают влияние, доброе или худое, мы принимаем наши решения в определенных условиях. Но они ни в коем случае не детерминированы ни обстоятельствами, ни влияниями, ни другими людьми, ни даже Богом — мы сами являемся авторами своих решений.
Бог, несомненно, предвидел, что Иуда предаст Спасителя за 30 сребренников — об этом в Ветхом Завете есть ясное пророчество: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах 11:12,13).
Бог учитывал это в Своем Замысле об искуплении мира. Но Бог никоим образом не заставлял Иуду или первосвященников, или Пилата, или римских воинов поступать так, как они поступили — каждый из них действовал по своей свободной воле.
Знание о чьих-то поступках никоим образом не является причиной этих поступков. Все наши решения, безусловно, известны Богу, но мы сами являемся их авторами.
Замысел Бога не может быть сорван — примерно также, как вы не можете выиграть у гроссмейстера, которому заранее известны все ваши ходы. Но ходы все равно остаются вашими — их делаете именно вы, а не кто-то другой.
Тут нас сбивает с толку ложная аналогия — сценарист фильма или спектакля, как мы привыкли, расписывает реплики и действия персонажей, потом актеры их тщательно озвучивают, а импровизация и отсебятина с их стороны погубила бы весь спектакль (или фильм).
Но Бог, в этом смысле, не предписывает нам наши слова и действия — он их предузнает. Мы сами являемся авторами наших слов и поступков, но Бог знает их и включает в свой замысел. Более того, мы ошибаемся, когда пытаемся подчинить Бога нашим представлениям о времени — как будто Он подчинен ему также, как и мы. На самом деле время — это просто одно из Его творений, и можно сказать, что Он не «пред» видит, а просто видит. Из Своей вечности Он видит весь пространственно-временной континуум из конца в конец — и Творение, и Падение, и Голгофу, и Воскресение, и Страшный Суд, и жизнь Будущего Века, и все дни, для нас назначенные, когда ни одного из них еще не было.
Мы знаем о прошлых поступках — наших или других людей — и это ничего не меняет в том, что они были совершены по свободной воле. Бог, который был, есть и грядет, который пребывает в прошлом, настоящем и будущем, знает все обо всем — и это никак не отменяет того, что мы сами решаем, как поступать.
За их личное произволение. Представьте себе, что киллер, нанятый мафиозной группировкой, застрелил лидера другой мафиозной группировки — страшного злодея, которого государство не могло привлечь к ответственности из-за того, что он убивал свидетелей и подкупал всех, кто мог бы вывести его на чистую воду. Будет ли справедливо благодарить киллера за то, что он избавил общество от опасного преступника? Очевидно, нет, ведь он вовсе не имел намерения помогать обществу — он хотел заработать денег в качестве наемного убийцы. Любой суд будет исходить именно из этого.
Так и перед Божиим судом люди отвечают не за то, к чему Божий промысел обратит их поступки (Он всегда обратит их, в конечном итоге, ко благу), а за свои намерения. Например, злодеи и гонители, которые убили христианских мучеников, будут судимы не по результатам своих действий для мучеников (которые обрели венцы в раю), а по своим злым намерениям.
На заставке использовано фото - liveoncelivewild