Вопрос читателя:
Здравствуйте. В детстве и в подростковом возрасте смотрела японские мультики Хаяо Миядзаки. Он рисует очень добрые детские аниме. Они построены на японской мифологии, в них очень позитивный смысл, что нужно беречь природу, нельзя быть жадным, нужно быть трудолюбивый и т.п. Во многих своих произведениях Миядзаки показывает борьбу человека и природы, духи животных противостоят людям, которые вырубают леса и убивают животных, показывает, как люди будут выживать, когда уничтожат природу и т.п. Иногда он рассказывает и о войне и о детях во время войны. Можно ли смотреть это аниме и вообще Миядзаки? Я почитала о нем тоже на православных сайтах. Там к нему относятся хорошо, многие религиоведы и культурологи позитивно отзываются о влиянии его произведений на молодых людей, что они учат добру.
Анастасия
Ответ священника:
Здравствуйте, Анастасия.
Некогда в одном из своих ответов я уже имел неосторожность высказаться неуважительно о том жанре мультипликационного (и, видимо, не только мультипликационного) искусства, о котором Вы пишите в своем письме, и в ответ получил справедливое пояснение от одного из читателей. Суть этого пояснения заключалась в том, что аниме может быть совершенно разным и отнюдь не всегда в нём преобладают какие-либо отрицательные мотивы или герои. Собственно говоря, именно о том же самом пишете мне сейчас и Вы.
Поскольку у меня нет времени и (если быть до конца откровенным) большого желания проверять, так ли все обстоит на самом деле, мне не остается ничего другого, кроме как поверить Вам на слово, Анастасия. Тем более, что — как Вы сами об этом пишете — Вы почитали об этом на православных сайтах и «... там к нему [аниме] относятся хорошо, многие религиоведы и культурологи позитивно отзываются о влиянии его произведений на молодых людей, что они учат добру». Могу ли я пойти против этих замечательных и по-настоящему вовлеченных в данную тематику людей? Конечно же, нет.
На первый взгляд может показаться, что всё, что было написано мной Выше — это плохо скрываемые сарказм и ирония, но на самом деле это не так. Скажу честно: мои дети тоже года 3 или 4 назад увлекались чем-то подобным, а потом просто в один момент переключились и стали заниматься совсем другими вещами. И судя по тому, что я вижу, никаких деструктивных последствий данное их увлечение не имело. Это ещё один для меня повод убедиться в истинности того, что Вы пишете, Анастасия, в своем письме.
Ну а если подходить к этому вопросу с богословской точки зрения, то я всегда в таких случаях привожу себе на ум следующие цитаты из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла:
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6,12) и «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор 10,23-24).
Эти слова апостола Павла несут такой смысл, Анастасия: христианин может заниматься и увлекаться чем угодно, если бывают соблюдены следующие условия -
1) его занятие или увлечение приносит реальную пользу как ему, так и его ближним;
2) оно [занятие] не приводит к возникновению у христианина нездоровой зависимости и не поглощает его целиком и полностью, заставляя при этом забыть обо всём и обо всех на свете.
Если эти условия соблюдаются, Анастасия, значит ничего страшного или постыдного в Вашем увлечении нет. Ну а если ... Хотя уверен, что Вы и сами уже прекрасно всё поняли.
Как сказал однажды премудрый царь Соломон: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд» (Еккл 11,9).
Настоятельно рекомендую Вам, Анастасия, стараться посещать регулярно церковные богослужения, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн, читать хорошие книги и творить добрые дела.
Пусть Господь Вам поможет!