Вопрос читателя:
Что делать, если человек живет в гражданском браке, стыдится прийти на исповедь, но хочет причаститься?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
«Гражданским браком» в настоящее время стали называть сожительство людей как раз без гражданской регистрации. Церковь называет подобное блудным сожительством. Причащаться в таком случае возможно лишь в одном случае: если человек вступил в такое сожительство до воцерковления, желает зарегистрировать свой брак, но этому категорически противится другая сторона. Об этом говорится в недавно принятом документе «Об участии верных в Евхаристии»: «Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. В такой ситуации духовник, зная все обстоятельства дела, принимая во внимание стремление воцерковившегося христианина к законному браку, может в виде исключения допустить к причащению».
Законный же брак, зарегистрированный государством, Церковь признает. Конечно, Церковь считает нормой брак, благословленный в таинстве венчания, но если брак заключен до воцерковления супругов, то Церковь не лишает причащения тех, кто еще не обвенчался по тем или иным причинам.
Стыд на исповеди — не лучшее проявление. К подобному стыду нас толкают не добрые силы, а демоны и гордыня. Священник — духовный врач, который желает помочь христианину, а не наказать или обличить его. Приступая к исповеди, необходимо помнить, что это — единственный путь для исправления своей греховной жизни, без которого невозможно спасти свою душу.