Вопрос читателя:
Отче, благословите! Я школьник, мне предложили устроиться на работу аниматором, развлекать детей на праздниках в костюмах. Допустима ли для православного такая работа? Не считается ли это лицедейством, которое, вроде как, осуждалось Церковью?
Максим
Отвечает иерей Иоанн Загуменов:
Божьего благословения, Максим!
Театр и актеры никогда не предавались со стороны святых отцов, сформировавших корпус канонического права, какому-либо осуждению априори, вне определенных исторических ситуаций. Просто одно время театр был непосредственно связан с языческими религиозными культами, отсюда и соответствующее отношение к театру — как к языческому действию.
Некоторые святые отцы осуждали театр их времени. В то же время в этой теме самое главное следующее. Античные зрелища, существовавшие как в момент зарождения христианства, так и некоторое время позже, в период существования империи (гладиаторские бои, травля зверей, шутовские представления, театральные), нередко были связаны с прямым оскорблением на них христиан, которые были гонимы многими (но, разумеется, не всеми) правителями и императорами. Императорами-гонителями поощрялись надругательства над христианскими Таинствами и вероучением на театральных постановках. Иногда во время театральных представлений даже казнили христиан, а кто-то устраивал на сцене оргии.
В таких условиях сложно было представить, чтобы актер избежал бы участия в постановках такого рода (ввиду их распространенности) и не участвовал бы в оскорблении христианства, а также различных действиях развратного характера.
Сейчас совершенно иные условия. Никто не казнит христиан на театральных постановках за их вероисповедание. Сегодня, скорее, наоборот, чувства верующих в Российской Федерации охраняются законодательством. А многие актеры — глубоко верующие добродетельные люди, постоянные прихожане храмов. Протоиерей Димитрий Рощин, например, имеет множество духовных чад-актеров (сам будучи актером по образованию). В Москве особенно большое число прихожан-актеров в храме святителя Николая на Трех Горах, а также храме священномученика Антипы Пергамского.
Также, если говорить о современных условиях жизни, мы придем к пониманию, что большинство людей сегодня — не монахи. И театр едва ли будет отвлекать человека от молитвенного делания — потому что жизнь сегодняшнего человека (особенно семейного) вне монастыря не только и не столько состоит из молитвенного делания.
Я не готов давать оценку театру в целом или отдельно взятым постановкам. Но, возможно, Вам, Максим, откликнутся позитивные слова из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых говорится: «Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино».
Убежден, что театр, как и любой другой вид искусства, можно оценивать лишь по его плодам, которые они дают тем или иным людям, в том числе, отдельно взятому человеку. Каждый видит театр и актерское искусство так, как ему показали и как он захотел его увидеть.
Анимация — это вообще отдельный вид искусства, связанный скорее не с театральными постановками, а с организацией детского и взрослого досуга. И Вы же можете придумывать такие сценки и конкурсы, которые будут помогать делать этот мир лучше, учить тех же детишек быть лучше, добрее, смелее. Таким образом, Максим, я бы на Вашем месте спокойно работал аниматором и не переживал бы. Тем более, в тех образах и постановках, которые аниматоры дают детям, точно не будет чего-либо, что относится к теме «18+».
Успехов в Ваших трудах, Максим!