Вопрос читателя:

Я давно хочу перейти в католичество, но здоровья на прохождение катехизации никогда не хватало. В в этом году я исцелился и снова рассматриваю такую возможность. Что Вы об этом думаете? Какие есть плюсы и минусы? Для меня в этой конфессии первично не верховенство понтифика (о котором мы знаем не так много), а молитва на латинском языке (что в Русской Церкви делать можно).

Мне выпало счастье закончить образование по специальности «История», где я и освоил латинский. Я никогда не мог молиться на русском, всегда было тяжело. Это следствие чрезмерной природной застенчивости. Не могу я к Богу обращаться на национальном языке. Ну и на мессе мне гораздо проще высидеть, я физически способен просидеть всю мессу до конца, а на православной литургии я, даже ходя из стороны в сторону, от силы могу простоять 10-15 минут (что лучше, чем совсем ничего). Но вопрос со здоровьем и физическим комфортом — чисто утилитарный и ставить его во главу угла нельзя. Просто описал вам свою ситуацию. Я еще мечтаю принять причастие, и если бы мог — принимал бы хоть каждый год. Но не могу. Но думаю, что католический хостиус будет гораздо легче для желудка, и отсутствие алкоголя — это большой плюс, что понимают даже мусульмане. Я спрашивал, мне сказали, что можно с моим недугом даже отломить частичку хостиуса размером с таблетку и принять его, думаю, что могу потянуть это. К Русской Церкви я никаких претензий не имею, и ничего плохого, и считаю, что это — тоже хорошая Церковь. Пока что на исповедь хожу в нее, если есть, что на ней сказать. Но Римская лично мне ближе. Хотя и расстраиваюсь, что может получиться не пройти катехизацию. В общем, я описал для вас свою ситуацию максимально подробно, с тем, чтобы и от вас получить максимально подробный ответ. Заранее спасибо и всех благ.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Вы, как человек с высшим образованием, тем более, профессиональный историк, думаю, умеете аналитически подходить к информации и отделять главное от второстепенного и выстраивать факты по иерархии. Тем более, Вы знаете латынь — язык очень стройный, математически выстроенный (если мы не говорим о некоторых сложных и неоднозначных моментах в синтаксисе и грамматике, которые варьировались уже при переходе от архаической латыни к золотой и далее к серебряной; про поздний язык уж не говорю, он намного более стандартизирован во многих моментах), язык, чтение (и, если владеете этим навыком, и разговорная речь) на котором невозможно без этого умения видеть главное и то, как выстроены связи между главным и второстепенным.

Вот и давайте поговорим о том, что в церковной жизни главное. Смысл жизни человека — это полнота его онтологической реализации. А реализация эта происходит через развитие в себе образа Божия, причем в таком направлении, чтобы получилось реализовать подобие Божие. Иными словами, обладая, подобно Богу, свободой воли и творческой способностью, каждый человек призван стать таким, как Бог, то есть полным любви. Достичь это возможно только через общение с Богом, пребывание (соединение) с Ним. В аскетике это называется обожением. А важно оно, потому что именно с таким потенциалом человек и задуман. Собственно, вся духовная жизнь — об этом.

В чем отличие Православной Церкви от всех остальных? В том, что именно в Православии сохранилось верное представление о Боге. Если Вы хорошо изучали историю, то понимаете, что главное отличие католиков и православных именно в этом, а примат Папы Римского — это вещь не такая простая, да и пресловутая непогрешимость папы касается только особых моментов произнесения речи ex cathedra, при собрании римско-католического епископата. Так что насчет папы упрощать не будем, но и понимать, что важно и что второстепенно, тоже будем.

Так в какой же Церкви вернее достичь полноты реализации? Конечно, в той, в которой сохранились верные об этом представления, а это православие, а никак не католичество.
Что касается моментов, которые для Вас существенны, так они второстепенны и решаемы.

Во-первых, если Вы больны или слабы, Вы вполне можете сидеть во время православного богослужения. Займите скамеечку в храме или принесите с собой стул — и сидите, главное, участвуйте в богослужении молитвенно.

Что касается языка, служим мы все-таки по-церковнославянски. Ну тут да... тут, конечно, с языком ничего не поделаешь, какой есть. Но все-таки это язык не русский, и если уж Вас так тянет к языку именно сакральному, то вникните в тонкости грамматики и лексики именно церковнославянского языка. Если говорить о молитве личной, молитв а- это разговор с Богом, просто пользоваться можно либо готовыми текстами, в которых все хорошо сформулировано, либо говорить своими словами. Если Вы способны формулировать просьбы на латыни — пожалуйста, Бог поймет Вас на любом языке. Только говорите правильно, раз уж решаете другим языком пользоваться. Если хотите читать именно на латыни — найдите онлайн переводы православных молитв на латыни, читайте их. Нравится читать на латыни Писание — пожалуйста, никто не запрещает. Только имейте в виду, что Писание и молитвы на латыни — это все-таки перевод, и если Вам хочется прикоснуться, так сказать, к первоисточнику, учите древнегреческий язык. Там и Писание сможете читать (Новый Завет и часть Ветхого), и все молитвы, составленные греческими святыми. И, кстати, имейте в виду, что церковнославянский текст как раз является почти всегда буквальным переводом с греческого, и в этом смысле он ближе к оригиналу, чем латынь. Нравится читать на латыни, кстати, — возьмите и читайте латинских отцов, которые были до раскола. Святитель Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин и многие другие написали достаточно много текстов, которые актуальны и сейчас. Берите подлинники и читайте, аккуратненько только, вдумчиво, чтобы верно понять их.

Вот и будет применение латыни, а если с греческим надумаете, то и применение языкового Вашего таланта. Но только помните, что в молитве первично расположение сердца, а не язык, на котором она творится. Но не спорю, что да, иной раз другой язык может помочь понять что-то знакомое по-новому.

Что касается Причастия, вот тут Вам необходимо лично поговорить со священником о том, почему не можете причащаться. Сразу скажу, что вина там дается очень мало, да и не обычное это вино, а Кровь Христова под видом вина, а это другое дело. Насчет хлеба выясните конкретно тоже, но если с ним проблема, можете причащаться только Кровью, как младенцы, ничего страшного.

А насчет катехизации я бы Вам предложил пройти какой-нибудь хороший курс именно по православному вероучению, по аскетике, по патрологии. Вы в католичество хотите, а Вы, возможно, основ своей веры и не знаете. Вы изучите все, пройдите в православии нормально катехизацию и разберитесь, ладно?

Дай Вам Бог здоровья! Помоги от Господа!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
2
Сохранить
Поделиться: