Вопрос читателя:

Здравствуйте!

Я слушаю сейчас проект «Читаем Библию вместе в Великий пост». Очень интересно, многое удивляет и поражает. И очень удивил вот этот отрывок из Второзакония:

«Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: „поем я мяса“, потому что душа твоя пожелает есть мяса,- тогда, по желанию души твоей, ешь мясо. 21 Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь [Бог твой], как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей; 22 но ешь их так, как едят серну и оленя; нечистый как и чистый [у тебя] могут есть сие; 23 только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; 24 не ешь ее: выливай ее на землю, как воду; 25 не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя [во веки], если будешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа [Бога твоего]».

Да, это заповеди Бога, данные Моисею. Но ведь не только для евреев? Там же, в нескольких главах подряд, говорится, что нельзя создавать себе идолов, чтобы молиться им, — и протестанты, христиане, терпеть не могут иконы, не видя разницы между иконами и идолами. Они неправы, конечно, но они ссылаются на Ветхий Завет, правильно? Почему тогда не под запретом бифштекс и кровяная колбаса — по тому же самому Второзаконию? И в христианстве Бог Саваоф не отделяется от Иисуса Христа, так? Так позволены христианину бифштекс с кровью и кровяная колбаса?

Спасибо!

Анна

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Анна!

Вопрос о необходимости для христиан из числа язычников соблюдать Моисеев закон во всей полноте, в том числе в части пищевых ограничений, встал перед апостолами практически сразу после появления таких христиан. Решалось недоумение на апостольском соборе 51 года по Р. Х.

Позволю себе цитату из XV главы Книги Деяний:

«1 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. 2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. 3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. 4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. 5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. 6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. 7 По долгом рассуждении Пётр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; 8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; 9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. 10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? 11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они. 12 Тогда умолкло всё собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников. 13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. 14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Своё. 15 И с сим согласны слова пророков, как написано: 16 «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю её, 17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь, творящий всё сие». 18 Ведомы Богу от вечности все дела Его. 19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. 21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. 22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, 23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. 24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, 25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, 26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. 27 Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. 28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: 29 воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим то го, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15, 1-29).

Как мы видим, кровь вошла в число немногих запретных для христиан продуктов питания.

И на эту тему на «Фоме» уже был вот такой материал: Можно ли христианину есть кровь? Так что от кровяной колбасы православному человеку лучше воздержаться.

Что касается стейка, то мясной сок, находящийся в нём — не кровь, а, скорее, лимфа, клеточная и межклеточная жидкость. Поэтому стейк не запрещён.

Надеюсь, что это Вас утешит после трудов Великого поста в дни Светлой Пасхи.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: