Вопрос читателя:
Недавно супруга участвовала в Таинстве Соборования и после всем прихожанам раздают масло и рис. До этого мы каждый год соборовались и брали домой и рис, и масло, и по чуть-чуть супруга добавляла их в пищу во время готовки. На этот раз ей сказали, что масло и рис можно добавлять в пишу только для, тех кто соборуется. У нас дома сын не соборуется. Получается, ему нельзя есть пищу, которая приготовлена с добавлением масла и риса после Соборования?
Аристарх
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Дорогой Аристарх, если мы посмотрим историю использования освященного во время Таинства Елеопомазания масла, то оно не использовалось после совершения Таинства, но сжигалось, чтобы не было попираемо.
Однако в настоящее время существует традиция раздавать масло верующим для помазания. Это никоим образом не является повторением Таинства и может совершаться самостоятельно над любым человеком. Так что, если и употреблять масло после соборования, то единственным, и то не безусловным критерием может быть только ограничение на его использование и употребление в пищу людьми крещенными и воцерковленными (тем, кто был крещен, но не живет церковной жизнью, прежде всего следует приступить к исповеди и исправить свою жизнь в соответствии с Божиими заповедями).
Что же до крупы, которая используется в Таинстве, то нет никаких ограничений на её использование. Всё, что используется при совершении богослужения, освящается Божией благодатью, но это не значит, что верующий человек, непосредственно не участвовавший в том или ином таинстве, не может употреблять эту святыню. Просфоры, например, используются при совершении Евхаристии, но антидор и сами просфоры раздаются всем, кто молился за Литургией, а не только причастникам.
Храни Вас Господь!