
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Можно ли есть и пить после вечернего правила, если читать его раньше 8-ми часов? Из-за усталости могу уснуть и приходится потом читать ночью после 12-ти часов.
Вячеслав
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Вячеслав, единственное Таинство, связанное с едой — это Причастие, перед которым мы все — взрослые христиане — воздерживаемся от пищи с полуночи. Как Вы знаете, пост перед Евхаристией не обязателен для младенцев и совсем маленьких детей, а также допускается его нарушение теми людьми, кто в силу предписанной врачами диеты не может долго не есть (например, при диабете или если необходимо принять лекарство). Ни о каких других обязательных правилах воздержания от пищи речи нет! Поэтому, конечно же, Вы можете поесть после прочтения вечерних молитв.
Бог в помощь!
Извините, Отец Андрей, вы о каком посте говорите перед Евхаристией? О том, что нельзя есть перед самым Причастие (с полуночи перед Литургией, или, если это ночная Литургия - с вечерней службы) или о трехдневном посте перед Причастием? И вообще, где написано, что надо поститься перед причастием? Кто это постановил и когда (прошу ответить конкретно по каждому посту - с полуночи перед самой Евхаристией и трехдневным перед ней)?
Из текста письма очевидно, что речь идет о посте непосредственно перед Причастием.
Если кратко: обязательный пост в виде воздержание от еды в день Причастия устанавливает 41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора. Это IV век. Пост в виде ограничения себя в пище в течении нескольких дней перед Причастием для Русской Церкви было установлено в XVII веке в Известии учительном (правда, в виде рекомендации и сроком на неделю, три дня поста - это традиция, которая сложилась на территории России в последние сто пятьдесят-двести лет, в настоящее время этот вопрос находится в зоне ответственности духовника). Но надо понимать, что когда что-то постановляется, это как правило является закреплением сложившейся практики, а не нововведением. Так, о полном воздержании от пищи в день Причастия мы можем читать в письмах епископов друг другу уже во II веке, а о многодневном посте мы видим упоминания в уставах монастырей и отдельных общин еще X-XII века.
Михаил, спасибо за ответ. То есть, я так понимаю, что многодневный (3 дня) пост перед причастием носит рекомендательный характер, а не обязательный? Правильно?
И да, и нет. Именно в такой форме - 3 дня - он имеет характер традиции. То есть для нас сейчас есть три варианта: 1) следовать канону, и поститься неделю; 2) следовать традиции, и поститься три дня; 3) обсудить с духовником срок и содержание поста.