Можно ли армянину зайти в православный храм?

Вопрос читателя:

А можно ли ставить свечку и заходить армянину в православную церковь? У нас в городишке нет армянской церкви.

Отвечает иерей Виктор Никишов: 

Так как у Русской Православной Церкви и Армянской Церкови нет евхаристического общения, Вы можете входить в Храмы РПЦ, ставить свечи, молиться, но участвовать в Таинствах не можете. Это происходит потому, что Армянская Церковь находится в одном из направлений монофизитства. Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. А монофизиты принимают во Христе одну ипостась, одно лицо и одну природу. Монофизиты не признают Вселенские Соборы начиная с IV Халкидонского, на котором и была принято вероопределение (орос) о двух природах Христа, которые сходятся в одно лицо и одну ипостась. Современная Армянская Церковь отвергает обвинения в монофизитстве, основывая свои утверждения на том, что в свое время так же анафемтвовали Евтиха — одного из основоположников монофизитства. Но это стилистическая игра, которая не затрагивает догматов.

Русская Православная Церковь несколько раз пыталась наладить диалог для искоренения раскола, но со стороны Армянской Церкви отклика не было. Представители Армянской Церкви могут приниматься в Русскую Православную Церковь и участвовать в ее Таинствах через покаяние.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (13 голосов, средняя: 4,31 из 5)
Загрузка...
8 октября 2020
Поделиться:

  • Денис
    Денис 1 неделя назадОтветить

    Сколько можно об армянском монофизитстве рассказывать, причём в настоящем времени?!

    ..."1. Обе семьи единодушны в осуждении ереси Евтихия. Также обе семьи исповедуют, что Логос, Второе Лицо Святой Троицы, от Отца рожденный прежде всех век и единосущный Отцу, воплотился и был рожден от Приснодевы Марии Богородицы, что Он единосущен нам, совершенный Человек душой, телом и умом (nous); что Он был распят, умер, был погребен и воскрес в третий день, взошел к Небесному Отцу, где восседает одесную Отца как Господь всего Творения. На Пятидесятницу Он через сошествие Св. Духа показал Церковь как Свое Тело. Мы ожидаем Его нового пришествия в полноте Его славы, как это сказано в Писаниях.

    2. Обе семьи осуждают ересь Нестория и криптонесторианина Феодорита Кирского. Они согласны, что недостаточно сказать лишь, что Христос единосущен Отцу и нам, естеством Бог и естеством человек, но необходимо также утверждать, что Логос, Бог естеством, стал естеством Человеком через Свое воплощение по исполнении времен.

    3. Обе стороны согласны, что Ипостась Логоса стала сложной посредством объединения Его Божественной нетварной природы с ее волей и энергией, которая у Него общая с Отцом и Святым Духом, и тварной природы человека, которую Он принял в Воплощении, сделав Своей, вместе с ее волей и энергией.

    4. Обе семьи согласны, что оба естества (природы) с их энергиями и волями объединены ипостасно и естественно (природно) неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно и что они различаются лишь в умозрении (еn theoria mone).

    5. Обе семьи согласны, что Тот, Кто волит и действует, есть всегда одна Ипостась воплощенного Логоса.

    6. Обе семьи согласны в отклонении тех толкований Соборов, которые не согласуются полностью с Оросом [3] Третьего Вселенского Собора и посланием Кирилла Александрийского (433) Иоанну Антиохийскому.

    7. Православные согласны, что Ориентальные Православные будут продолжать сохранять свою традиционную кирилловскую терминологию "одна природа воплощенного Логоса", поскольку они признают двойную сущность в Логосе, которую отрицал Евтихий. Православные также используют эту терминологию. Ориентальные Православные согласны также, что Православные оправданно используют формулу о двух природах (естествах), поскольку признают различие лишь в умозрении. Кирилл правильно разъясняет это употребление в своем послании Иоанну Антиохийскому и в послании к Акакию Мелитинскому (РG 77, 184-201), а также в посланиях к Евлогию (РG 77, 224-228) и Суккенсию (РG 77, 228-245) [4].

    8. Обе семьи принимают три первых Вселенских Собора, которые составляют наше общее наследие. В отношении же четырех последних Соборов Православной Церкви Православные утверждают, что вышеприведенные пункты 1-7 являются учением четырех последних Соборов Православной Церкви, в то время как Ориентальные Православные считают это утверждение Православных их личным толкованием. С этой точки зрения Ориентальные Православные относятся к этому положительно.

    В отношении учения Седьмого Вселенского Собора Православной Церкви Православные Ориентальные Церкви согласны, что богословие и практика почитания икон в основном согласуется с учением и практикой Православия Ориентального, которые существовали там с древнейших времен задолго до этого Собора; и что мы не имеем разногласий по данному вопросу.

    9. В свете нашего Согласованного Заявления по христологии, так же как и вышеприведенных общих положений, мы теперь ясно осознали, что обе семьи всегда сохраняли верно одну и ту же подлинную Православную христологическую веру и неразрушенную преемственность Апостольского Предания, хотя они и могли использовать по-разному христологические термины. Именно эта общая вера и преемственная верность Апостольскому Преданию должны стать основой нашего единства и общения.

    10. Обе стороны согласны, что анафемы и осуждения прошлого, которые ныне разделяют нас, должны быть сняты Церквами, чтобы последнее препятствие к нашему полному единению и общению было устранено благодатью и силой Божией. Обе семьи единодушны в том, что снятие анафем и осуждений осуществится на основании согласия в том, что прежде анафематствованные и осужденные Соборы и Отцы не являются еретиками.

    Поэтому мы РЕКОМЕНДУЕМ нашим Церквам следующие практические шаги:

    А. Православные должны снять все анафемы и осуждения всех Ориентальных Православных Соборов и отцов, которых они анафематствовали или осудили в прошлом.

    В. Ориентальные Православные должны в то же время снять все анафемы и осуждения всех Православных Соборов и отцов, которых они анафематствовали или осудили в прошлом.

    С. Способ снятия анафем должен быть выбран каждой Церковью индивидуально.

    Полагаясь на силу Св. Духа, Духа Истины, Единства и Любви, мы представляем это Согласованное Заявление и Рекомендации нашим святым Церквам на их рассмотрение и для дальнейших действий, молимся о том, чтобы этот же Дух привел нас к тому единству, о котором молился и молится наш Господь.

    Шамбези, 28 сентября 1990 г.

    Со стороны Православной Церкви:

    Сопредседатель – Митрополит Дамаскин, Вселенский Патриархат.

    Секретарь – Профессор Власий Фидас, Православная Александрийская Патриархия.

    Со стороны Ориентальных Православных Церквей:

    Сопредседатель - Митрополит Бишой, Коптская Православная Церковь.

    Секретарь - Епископ доктор Месроп Крикорян, Армянская Эчмиадзинская Церковь.

    Православные участники:

    Профессор Афанасий Аранити, Митрополит Хризостом Перистерионский, Профессор о. Георгий Драгас - Вселенский Патриархат;

    О. Тадрос Малатий, О. Георгий Кондорфа, Митрополит Георгий Ходр; Митрополит Евстафий - Антиохийская Патриархия;

    Г-н Николай Заболотский; г-н Григорий Скобей – Московская Патриархия;

    Профессор Стоян Госвеч - Сербская Патриархия;

    Доктор Иван Желев Димитров - Болгарская Патриархия;

    Митрополит Сухумский Давид, г-н Борис Гагуа – Грузинская Патриархия;

    Митрополит Аксумийский Петр - Александрийская Патриархия;

    Хорепископ Варнава Саламинский - Кипрская Церковь;

    Профессор Андреас Папавасилиу, Митрополит Мелетий Никопольский, профессор о. Иоанн Романидис - Элладская Церковь;

    Епископ Иеремия Вроцлавский, Епископ Христофор Оломоуцкий - Польская Православная Церковь;

    О. Иосиф Хаусер - Православная Церковь Чехословакии;

    О. Хекки Хеттунен - Финская Православная Церковь.

    Ориентальные Православные участники:

    Митрополит Павел Мар Григорий - Православная Ориентальная Сирийская Церковь;

    Доктор Иосиф М. Фалтас, помощник секретаря - Коптская Православная [Ориентальная] Церковь;

    Епископ Серапион - Александрийская Патриархия;

    Матта Рум - Сирийская Ориентально-Православная Церковь;

    Архиепископ Месроп Кашешьян - Армянская Эчмиадзинская Церковь.

    Архиепископ Абба Гарима, Хабта-Мариам Харкине - Эфиопская Православная Церковь.

    [1] В оригинале документа Православные участники называются "Восточными Православными"; в данной публикации для удобства понимания слово "Восточные" далее везде опускается. Ориентальными православными в документе именуются монофизиты.

    [2] монофизитская.

    [3] Определением.

    [4] РG - Раtrologial сurrus соmpletus/Ассurante J.-P. Migne. Series gracca. Т. 1-161. Раrislis 1857-1865".

    http://krotov.info/acts/20/1980/19900928.html

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил 1 неделя назадОтветить

      Шамбезийские соглашения - это, конечно, очень важный шаг в объединении Церквей. Однако Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований. Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Всё зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству. Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос. Обратите внимание на то, что а) документ не ратифицирован русской православной церковью, т.е. не принят, и фактически евхаристического общения между РПЦ и ААЦ не установлено; б) документ содержит в себе список РЕКОМЕНДАЦИЙ к объединению, а не декларирует объединение состоявшимся.

      Короче говоря, с точки зрения Русской и ряда других церквей, ААЦ всё ещё является монофизитской, хоть и было найдено некоторое согласие в вопросе христологии.

Загрузить ещё