Вопрос читателя:
Благословите, батюшка! Могут ли православные христиане использовать во время молитвы мессианский талит гадоль с цитатами из Нового Завета, учитывая, что Христос его носил и есть заповедь цицит? Спаси, Господи!
Вадим
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Вадим!
Вопрос о соблюдении ветхозаветных заповедей для христиан из числа язычников и их потомков окончательно решен на Апостольском соборе 51 года по Р.Х. Процитирую фрагмент письма святых апостолов: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:28-29).
Кроме того, мы помним 65 Апостольское правило, прямо запрещающее молитвы с иудеями. В связи с этим у меня возникает только один вопрос: какова должна быть цель православного христианина в использовании внешних атрибутов молитвы иудея, если это прямое нарушение заповеди апостолов и может смутить окружающих, вызвав обвинение в нарушении Апостольского правила? Ведь, надевая покрывало для молитвы и украшая его нитями Вы полностью внешне скопируете облик молящегося иудея. Зачем?
У нас нет необходимости для молитвы уподобляться тем, кого горько упрекал Спаситель Христос и о ком сказано: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).
Это не повод превозноситься или гордиться перед ветхозаветными праведниками, а повод подражать им, но не во внешних формах молитвы, которые также подвержены изменениям, а в доверии своей жизни Богу. Если мы вместо того, чтобы превзойти содержание, лишь унаследуем форму, то процитированные выше слова Евангелия точно будут про нас.
Поэтому считаю не полезным и не нужным молящемуся православному человеку копировать внешние формы иудейской молитвы. Желаю нам с Вами по заповеди Христовой стараться превзойти ветхозаветную праведность.