Вопрос читателя:
Здравствуйте. Может ли христианин иметь свое мнение и вкусы? Например: «Мне кажется, что отдых на море лучше, чем горы». Или: «Я больше люблю кофе, а не чай». Или: "Хочу изучать английский; мне больше нравится история, а не математика; а мне книга показалась скучной... «и т.д. Я понимаю, что даже здесь выражаю свое мнение, так или иначе, но мне кажется, что это априори неправильно. Более того, все эти «вкусы» Бог изначально дал человеку. Т.е Он изначально дал вкус человеку: вот этот будет любить историю, а вот этот математику. Она будет любить море, а он — горы. Поэтому, как по мне, христиан не имеет права иметь свои вкусы, позицию, предпочтения. Сказали, что так — значит так. Хотя достаточно сложно побороть и перестать иметь свое мнение, свое отношение к чему-то, перестать где-то высказывать даже в таком формате как сейчас (это ведь все равно высказывание своих мыслей (чего априори быть не может, так как конкретно эти мысли, это сам процесс радости (вот, с работы пораньше отпустили, радуюсь) — все равно эти эмоции даёт в конкретный момент Бог). Но стараюсь с этим бороться и каюсь, когда не получается.
Анна
Ответ священника:
Дорогая Анна, читая Ваше письмо, я запутался.
Вы спрашиваете о том, может ли христианин иметь свои вкусы, а дальше сама же пишете о том, что у человека есть свои вкусы, просто эти вкусы ему дарованы Богом.
Но ведь все в нашей жизни у нас по воле Божией, да и сама жизнь — это именно дар Божий. Так устроено, что человек (опять же, это не без Бога) наследует очень много признаков от своих родителей и вообще предков. То, каким будет человек, обусловлено этими сложными законами наследования, но то, как именно это все в человеке сочетается — это воля Божия. Может быть, Промысл.
Человек рождается на свет уникальным, со своим характером, своими, Богом данными талантами, своими предпочтениями и вкусами. К каким-то занятиям есть предрасположенность с рождения (например, особые таланты к музыке, математике и любому другому занятию), какие-то вещи конкретному человеку по душе или не по душе в связи с его личным жизненным опытом (например, был удачный проводник в горы — и человек искренне полюбил горы).
С чем тут бороться, а главное, для чего бороться, я не понимаю.
Если мы говорим о правильной оценке каких-то событий, тут, конечно, нужно вести духовную жизнь и основывать эту оценку и на знании церковной традиции, и на личном духовном опыте. А если мы говорим о вещах бытовых (горы или море, математика или история) — это дело вкуса и предпочтений конкретного человека, и странно было бы говорить, что этих вкусов и предпочтений нет.
С Богом!