Молитва оптинских старцев – кто ее написал?

Даже среди малоцерковных людей многие знают молитву Оптинских старцев и время от времени прибегают к ней. А люди церковные нередко включают ее в свое регулярное молитвенное правило, ведь эта молитва так емко и точно выражает мысли и чувства, с которыми верующий человек встречает новый день. Когда появилась эта молитва. И есть ли у нее автор? «Фома» попытался найти ответы на эти вопросы

Редкий молитвослов сегодня обходится без молитвы оптинских старцев. Тем не менее, не будет лишним еще раз напомнить, как она звучит:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Текст этой молитвы найти легко. А как она сложилась и кто именно из старцев Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь является ее автором, выяснить гораздо более затруднительно.

Существует предание,

согласно которому центральную часть этой молитвы сложил самый известный из оптинских старцев, преподобный Амвросий (Гренков). Об этом даже повествуют некоторые версии его жития. Другие старцы, жившие после него, вносили в молитву свои дополнения, дописывали по слову или по строчке, гласит это предание, – так и сложилась молитва, которую мы читаем сегодня.

Есть и другая точка зрения:

согласно ей, эта молитва была составлена последними старцами Оптиной Пустыни, жившими в обители незадолго до и сразу после ее закрытия в 1923 году, – преподобными Иосифом (Литовкиным; преставился в 1911 году), Варсонофием (Плиханковым; скончался в 1913 году), Анатолием (Потаповым; 1922 год), Нектарием (Тихоновым; 1928 год) и другими.

А как на самом деле?

Оказывается, авторство оптинских старцев в данном случае довольно условно.

Существуют отдельные молитвы, которые, судя по всему, действительно были записаны со слов подвижников Оптиной (такие, например, как молитва матери о детях, составленная преподобным Амвросием). Но с молитвой оптинских старцев дело обстоит иначе.

Старцы никогда не собирались вместе для того, чтобы составить эту молитву, да и не могли этого сделать,

сказал «Фоме» сотрудник канцелярии и экскурсовод Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь иеромонах Исаакий (Гусев): «Свое современное наименование эта молитва получила в среде почитателей оптинских старцев, особенно последних из них, то есть не только ныне канонизованных оптинских старцев, но и очень многих оптинских монахов, которые после закрытия обители жили в разных местах Калужской области и Козельского района, претерпевая скорби, лишения и опасности, но при всем этом сохраняя бесценное духовное сокровище – традиции старческого окормления».

Молитва оптинских старцев – кто ее написал?
Преподобный Исаакий (Бобраков)

Такими монахами-изгнанниками стали, в частности, последний настоятель Оптинской обители преподобный Исаакий (Бобраков) и преподобный Никон (Беляев). С начала 1918 года, когда монастырь официально «переквалифицировался» в сельскохозяйственную артель, они по-прежнему принимали церковный люд, исповедовали, совершали богослужения, а пять лет спустя, с окончательным упразднением обители и ее храмов, прибились к не успевшим еще закрыться храмам Козельска и окормляли своих духовных чад там – пока не были арестованы.

Молитва оптинских старцев – кто ее написал?
Преподобный Никон (Беляев)

Многие люди в те годы искали общения со старцами Оптиной пустыни, просили у них духовной поддержки, утешения. «Легко представить себе ситуацию, – продолжает отец Исаакий, – когда к священнику приходит человек, изливая свое великое горе, и спрашивает – как ему молиться? А ведь молитвословов нет, книг нет, да и сам человек неграмотен. Что может сделать священник? Ему ничего не остается, как только предложить этому несчастному несколько кратких молитвенных прошений к Богу, простых, но жизненно необходимых для души человека в период тяжелых испытаний. В то время многие люди, находясь в лагерях, вообще могли молиться только своими словами, сохраняя при этом правильный дух и смысл молитвы. Вот так примерно и возникла “молитва оптинских старцев”».

Конкретные слова, вполне вероятно, подобрали и сложили в единый текст последователи и духовные чада оптинских монахов-изгнанников. Но смысл и дух молитвы исходили, безусловно, от этих монахов. Более того, старцы, скорее всего, были знакомы с текстом этой молитвы и благословляли своих чад пользоваться им и распространять дальше.

Молитва оптинских старцев – кто ее написал?
Преподобные Никон и Исаакий
в росписи Святых врат Оптиной пустыни
Фото optina.ru

Понятно, что в советское время расходиться среди верующих эта молитва могла только в рукописном виде, а иногда ее просто заучивали наизусть. И неудивительно, что со временем в тексте могли возникать отдельные изменения и разночтения. До сих пор эта молитва существует в разных вариантах, в том числе и в более продолжительном, чем тот, который мы привели в начале статьи. Но буквализм в условиях жестоких гонений и не требовался. «Вполне можно полагать, что эта молитва даже и самими последними оптинскими монахами передавалась верующим в разных вариантах», – говорит отец Исаакий (Гусев).

Многие молились подобной молитвой еще до старцев Оптиной пустыни. По своему содержанию молитва оптинских старцев весьма схожа с краткими «прошениями на всякий час» святителя Иоанна Златоуста (входят в вечернее молитвенное правило). Похожую молитву читал, по воспоминаниям современников, и святой праведный Алексий (Мечев). Концовка одного из вариантов молитвы Оптинских старцев почти дословно совпадает с окончанием известной молитвы митрополита Московского Филарета (Дроздова), жившего еще в середине XIX века:

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.

В тесном духовном общении со святителем Филаретом находился один из оптинских старцев, преподобный Макарий (Иванов). Не исключено, что какие-то варианты подобной молитвы ходили в народной среде уже в его время. Но наименование «молитвы оптинских старцев» это обращение к Богу получило именно потому, что его одобрили оптинские старцы как нужное и полностью согласное с церковным духом.

Читайте также: Амвросий: история старца, перед которым преклонялись Толстой и Достоевский

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (7 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Саломатова Анжелика
    Ноябрь 1, 2019 21:06

    А что насчет более полного варианта?…. С продолжением “Господи, не дай меня на произвол врагам моим…”

  • ПАВЕЛ
    Октябрь 30, 2019 14:36

    Спаси Христос ! Молитва очень хорошая. И помню как она пришлась мне сразу по душе. Когда только ещё вставал на правильный путь. А потом она так и прижилась у меня в утреннем правиле. Не давно женился и с радостью узнал , что и моя супруга тоже читает её утром после правила обязательно. Лена, я тебя очень сильно люблю!!!
    Мир всем!!!

  • Ольга
    Октябрь 24, 2019 15:22

    Спасибо за такие интересные статьи! В свои 60 лет, я понимаю на сколько я обманута страной и не узнала как следует историю своего народа. А сейчас хочется больше узнавать и удивляться великим тайнам христианской жизни. Это как утолять голод духовный.

  • Наталия
    Октябрь 24, 2019 7:18

    Хорошая статья! Полезная!
    Помню, когда-то давно в бабушкином молитвослове встретила эту молитву и не поняла: отчего она написана простыми современными словами? Где “аще”, “яко”, “наипаче”? А вот теперь поняла – молитва простыми словами – чтобы легче было запоминать даже невоцерковлённому человеку, как бы простые просьбы о самом главном и насущном!

    Спасибо, “Фома”! 🙂

  • Женька
    Октябрь 23, 2019 16:07

    Предание, сказание. Существует легенда…
    На том и стоит церква расийская. В гостях у сказки. А слова Бога, в Писании писанные нафик никому не нужны.

    • Владимир Гурболиков
      Октябрь 23, 2019 17:09

      Относительно слов Священного Писания и стремления помнить и применять их в жизни, это не к журналу “Фома”. Видимо, не являетесь нашим постоянным читателем? — иначе б не писали такого.

      А что касается легенд и преданий: Вы попробуйте “покопать” историю собственной семьи. И обнаружите, что в родне не окажется единой версии о судьбе даже самых близких по времени родственников. Это нормальное состояние. И не надо над ним потешаться. Относительно того, что это некая русская черта — ничего подобного. В истории древних патриархатов вообще не считали странным и страшным, например, полностью сочинить с назидательными целями житие, если есть почитание святого, но его биография не сохранилась.

      Кроме того. Слово “предание” вовсе не всегда означает “неточное знание, непроверенный факт”. Есть понятие Церковное Предание. К нему относятся, в том числе, подлинные и проверенные факты, сочинения, история богословской мысли, судьбы деятелей Церкви и её святых. Например, книги с толкованиями и проповедями, а также письма Святителя Иоанна Златоуста — никто не подвергает сомнению ни авторство, ни факты жизни автора. Но сами эти книги, так же как и подлинная (очень непростая) жизнь этого святого являются частью Священного Предания Церкви. То есть той традиции, которая помогает нам продолжать понимать слово Божее и следовать Богу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *