При молитве, например, при чтении утреннего или вечернего правила, часто (увы) ловишь себя на том, что незаметно для себя начинаешь тарабанить слова, словно какой-то автомат, почти не вникая в их смысл. А иногда чтение молитв действительно становится уже сплошь формальным. Типа, главное – отчитать правило, отмучившись, исполнить свой «религиозный долг».
Очевидно, что проблема и подвох тут в конфликте «долга и чувств»: в том, что при произненесении слов молитвы ты своими чувствами на самом деле где-то очень далеко, или даже просто напоминаешь бесчувственный чурбан.
А ведь молитва – это именно личное обращение к Богу, где человек тоже обращается к нему как к Личности.
Более того, как говорили Святые Отцы, без молитвы никакие отношения с Богом вообще невозможны. Это то первое и центральное, что прежде всего должен делать христианин: просить Бога о даровании ему любви, терпения, смирения, и др., и делать это со всем возможным вниманием. Недаром Феофан Затворник говорил: «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; какова молитва, таково и отношение наше к Богу».
По-древнегречески слово «молитва» звучит как ἡ προσευχή (prosevhē). И вот что интересно: знаменитые византийские монахи-исихасты изобрели следующую формулу из двух слов, пользуясь их созвучием, в которой выразили непременное свойство молитвы: προσοχή προσευχή. Слово ἡ προσοχή (prosohē) по-древнегречески значит «внимание».
Таким образом аскеты и подвижники настаивали на непременной собранности человека в молитве и предельном внимании. По большому счету, любое другое обращение к Богу является неправильным и просто неуместным. Мы же, например, не разговариваем с начальником на работе небрежно и вполуха, стараемся в разговоре оказать ему уважение и внимание. Но почему же тогда совершенно иначе обращаются люди к Богу, который неизмеримо могущественнее любых других начальников? По невнимательности и небрежности, исключительно по невнимательности и небрежности.
Возвращаясь к ежедневному чтению молитвенного правила, укажем на то, что опытные священники советуют следующее: если вы незаметно для себя начали автоматически вычитывать молитвы и вдруг это обнаружили, то лучше вернуться назад и прочитать снова, но уже с пониманием. Пусть даже вы на этот раз не вычитаете правило целиком. Но зато такая молитва будет совершаться по-настоящему, то есть – с вниманием.
Читайте также другие материалы в рубрике ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ