Вопрос читателя:
Здравствуйте! В последнее время меня стал весьма беспокоить вопрос веры (точнее, неверия) и уныния. Мне 18. Крещеная с детства, однако практически все эти годы я была довольно-таки далека от этой темы. Не посещала церковь, не молилась, не читала Библию. Однако, нельзя было сказать, что я отрицала существование Бога. Ко всему этому я пришла относительно недавно, а если быть точнее, я была попросту вынуждена, так как надежда была только на Всевышнего. К сожалению, я не хочу рассказывать ничего из того, что привело меня к вере. К большой радости, я действительно ощутила Его помощь, и до недавнего времени всё было хорошо, пока в один день меня не начали одолевать сомнения по поводу христианства в целом. Вначале это было простое любопытство. К примеру, по поводу других религий, что-то из разряда: «Если Бог един, почему же существуют остальные религии и они весьма разнятся?». Чем больше я стала погружаться в поисках ответов на свои многочисленные вопросы, возникающие в голове чуть ли ни каждую секунду, тем больше меня стали одолевать сомнения. Честно признаться, стало довольно тяжко на душе. До всего этого я могу с уверенностью сказать, что «чувствовала Бога». Нечто такое, что не чувствовала никогда. Я была искренне удивлена, как я вообще жила ранее без ежедневных молитв, памяти о Боге, размышлений над Библией и т.п. Это был как глоток свежего воздуха. Однако сейчас, как я и сказала ранее, я стала чувствовать тяжесть на душе. Я утеряла те чувства. Каждый новый день, завершая молитвы, которые я очень стараюсь совершать так же искренне, как и прежде, я вновь погружаюсь в различные интернет-статьи, которые могли бы хоть немного ответить на мои вопросы, подсознательно ища подтверждения тому, что всё это истина. Я старалась больше читать различных историй от людей, чтобы уничтожить своё сомнение, но по итогу, натыкаясь на комментарии атеистов и скептиков, всё больше и больше увязала в неверии. Я прекрасно понимаю, что «вера» и подразумевает под собой веру, не требующую никаких доказательств, чтобы доверять. Но почему-то не могу ничего с собой поделать, как бы ни пыталась (Я напомню, что ранее я в этом совершенно не нуждалась). Я старалась реже читать подобные статьи и комментарии, а также прекращать искать ответы на вопросы, но даже это способствовало охлаждению веры, ибо мои мысли не давали мне покоя во время каждой молитвы или чтения Библии, озвучивая в моей голове что-то вроде: «А зачем я сейчас делаю это, если возможен тот факт, что всё это направляется в никуда», — а затем ругаю себя за это. Мне действительно стыдно, что я требую доказательств, после которых всё ещё имею сомнения. Я просила у Бога помощи, но, по всей видимости, как раз таки из-за слабой веры и ощущения того, что молюсь в пустоту (ранее, при совершении молитвы, я ощущала, что Он меня слышит, но сейчас это чувство пропало), я не смогла донести своей молитвы. Сейчас у меня нет никаких сил на разговор с Богом или мольбу. Само собой, теперь я чувствую, будто потеряла защиту и опору. Это не смогло не сказаться и на манере поведения. Всё стало раздражать и обижать, как и ранее. Скажу нечто «забавное». В моей жизни бывали большие чудеса, но и на это у меня, как ни странно, есть подозрения из разряда: «А вдруг это не Бог, а нечто другое». Или: «Это обычные совпадения, выйди из сказки.» Мне также стыдно за то, что при молитве или мыслях о Боге я начинаю чувствовать себя глупо, будто бы занимаюсь ерундой или чем-то постыдным. Я никогда ещё не сталкивалась с таким, и очень надеюсь на вашу помощь! Пожалуйста, скажите, что это такое и как мне побороть это? Да благословит вас Бог!
Людмила
Ответ священника:
Здравствуйте, Людмила.
Собственно говоря, все те чувства и эмоции, которые Вы описываете в Вашем письме вполне себе естественны для человека, который только-только начинает воцерковляться, поэтому очень прошу Вас не смущаться сверх меры из-за всего этого и продолжать двигаться в этом направлении.
Если попытаться свести воедино все недоумения и сомнения, изложенные Вами в Вашем послании, то, как мне кажется, главный Ваш вопрос может быть сформулирован примерно так: «Почему же я до сих пор не стяжала в полной мере благодать Святого Духа и не достигла духовного совершенства?»
Ну и ответ на сие вопрошание на самом деле может быть очень прост: для достижения всего этого необходимы время, постепенность и благоразумие.
Простой пример: если дерево будет расти вверх быстрее, чем его корни будут углубляться в землю, то в один прекрасный момент оно [дерево] упадёт под собственным весом. Так и в жизни духовной: любое достижение человека в этой сфере должно подкрепляться его [человека] осознанием своих немощи и несовершенства. Если же христианин будет стремиться лишь к воспроизведению тех или иных псевдодуховных состояний и ощущений и не будет принимать во внимание свою ограниченность, то рано или поздно с ним обязательно случится нечто не совсем приятное и в тоже время — чрезвычайно отрезвляющее. Это может быть всё, что угодно: глубокая депрессия, впадение в плотские грехи, приступы внезапного и ничем не мотивированного гнева и так далее. Чтобы все это с нами не приключалось, Людмила, мы должны постоянно себе напоминать, что в духовной жизни действует принцип постепенности и что святым стать во мгновение ока ни у кого из нас не получится. Как бы нам того ни хотелось.
Ещё один пример: некий юноша приходит в спортивный зал и сразу пытается выполнить нормативы мастера спорта по тяжёлой атлетике. Что с ним произойдёт в итоге? Точно ничего хорошего.
Что касается Ваших сомнений в существовании Бога: они вполне себе естественны и иногда даже очень полезны, потому что Бог — Он всегда лучше, совершеннее, необъятнее всех наших представлений о Нём и если вдруг мы начинаем сомневаться в Его существовании, то это является явным признаком того, что наши предыдущие мнения о том, каков Он, должны быть отброшены и заменены на новые, более адекватные и соответствующие действительности. И всё это происходит с верующими людьми постоянно.
Очередной пример: когда я был маленький, мне казалось, что Бог — это дедушка, сидящий на облаках. Когда я немного подрос, то взрослые мне рассказали, что пилоты, летающие над облаками, никакого Бога на них [облаках] не видели. Стоило ли мне из-за этого разочаровываться в вере? Очевидно, что нет. Всё, что от меня требовалось на тот момент — это осознать, что Бог — Он совершенно не был похож на тот Его образ, который сформировался в моём детском сознании.
Митрополит Антоний Сурожский так объясняет это:
«Каждый из нас имеет какой-то опыт о Боге. И этот опыт достоверный, его отрицать нельзя. Он может быть несовершенный, но он чистый. Но он не является полнотой знания о Боге. И тогда начинает вкрадываться вопрос. Вот, мне представляется Бог таким-то образом. Такой ли Он на самом деле? Сомнение в чем – в моем представлении, а не в Боге. Вот что важно ... И поэтому, когда сомнения у нас появляются, это значит, что я перерос свое неполное представление о Боге, свое несовершенное о Нем знание. Что Бог мне говорит: да, ты это все теперь познал, а смотри на Меня, я больше этого. Ты не можешь удовлетвориться той картиной, которую ты себе составил, она такая же малая, как ты сам, как твой ум, как твое образование, как твое воображение. Ты откройся и поставь вопрос: что могут другие думать об этом? Какие бывают другие ответы? И не бойся, Я не обижусь, если ты поставишь Меня под вопросом, потому что не Меня, как Меня ставишь, а твое представление обо Мне. И если так жить, то оказывается, что сомнения являются самой большой силой для прогресса, для движения вперед в познании Бога, в познании Истины».
И, наверное, последнее на сегодня, Людмила: мне показалось, что Вы во время совершения Вашего молитвенного правила пытаетесь в своём сознании сформировать некие особые чувства и ощущения и если Вам это сделать не удается, то Вы унываете, потому что Вам начинает казаться, что Вы плохо помолились и благодать Божия не коснулась Вашего сердца. Со всем этим нужно быть очень аккуратной!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет об этом следующее:
«Если в тебе кроется ожидание благодати, — остерегись: ты в опасном положении! Такое ожидание свидетельствует о скрытном удостоении себя, а удостоение свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостию удобно последует, к ней удобно прилепляется прелесть ... Это ее первоначальные виды; так почка, цвет, зародыш ― первоначальные виды зрелого плода. От ложных понятий являются ложные ощущения. Из ложных понятий и ощущений составляется самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов. Демоны первенствуют и начальствуют в области лжи: произвольно подчинившийся демонам поступает под насильственное влияние их. Как омраченный и обольщенный ложью, признанною им за Истину, он лишается самовластия, не примечая того. Такое состояние — состояние прелести. В него входим, в него низвергаемся за гордость нашу и самолюбие».
Подведем итог всему сказанному выше, Людмила:
- Ваши чувства и эмоции абсолютно нормальны и естественны;
- Духовное совершенство достигается не сразу, а постепенно;
- Ваши духовные нагрузки должны соответствовать Вашим духовным возможностям;
- Не нужно пугаться посещающего Вас иногда благоразумного сомнения в адекватности своих представлений о Боге;
- Подлинная молитва и непонятные внутренние ощущения — это не одно и тоже.
Старайтесь, пожалуйста, регулярно посещать церковные богослужения, исповедоваться, причащаться Святых Христовых Тайн, читать мудрые книги и творить добрые дела.
Пусть Господь Вам поможет!

