Не корректно сравнивать между собой возвращение Македонской Православной Церкви к каноническому единству с Сербской Православной Церковью и неканоническое признание Константинопольским Патриархатом раскольнической т.н. «Православной Церкви Украины» (ПЦУ), на это указал глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион.
Как напомнил владыка Иларион, с 1967 года Македонская Православная Церковь находилась вне общения с Сербской Православной Церковью, но недавно диалог между ними был возобновлен. Была достигнута договоренность о возвращении Македонской Церкви к каноническому единству с Сербской Церковью и, таким образом, со всеми Поместными Православными Церквами, сообщает сайт ОВЦС.
– Тогда Константинополь, чтобы напомнить о своих якобы преимущественных правах, решил опередить Сербскую Церковь и объявил о признании иерархии Македонской Церкви, – заявил председатель ОВЦС, комментируя решение Синода Константинопольского Патриархата от 9 мая 2022 года о принятии в евхаристическое общение Македонской Церкви под именем Охридской архиепископии.
Однако, как подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей, сравнивать между собой признание Македонской Церкви и ПЦУ неправильно.
– Македонскую Православную Церковь нельзя поставить на одну доску с украинскими раскольниками, которые не имеют канонических хиротоний. Это одна из причин, по которой мы не можем их признать легитимными священнослужителями. Во-вторых, процесс признания был совсем другим, – констатировал митрополит Иларион.
Архипастырь напомнил, что между украинскими раскольниками и Русской Православной Церковью не было диалога, и Константинополь «в одностороннем порядке легитимизировал украинский раскол».
– Более того, Константинополь фактически попытался лишить легитимности каноническую Украинскую Православную Церковь. Все это было сделано вопреки воле и Русской Православной Церкви, и самой Украинской Православной Церкви, – добавил митрополит Иларион.
– Македонская Церковь в том статусе, в каком она существовала до 1967 года, то есть в статусе широкой автономии внутри Сербской Православной Церкви, сейчас признана Сербской Церковью. Дальнейшие переговоры о ее будущем, в том числе о ее возможной автокефалии, будут происходить между Сербской и Македонской Православными Церквами. В этом – кардинальное различие между ситуацией с украинскими раскольниками и ситуацией с Македонской Православной Церковью, – заключил председатель ОВЦС.