Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Относиться к иконе как к оберегу в самом деле неправильно. Но вкладывали ли наши предки магический смысл в написание икон «в меру роста» новорождённого младенца?

Древних икон, о которых точно известно, что они мерные, сохранилось немного. Большая часть — царские. Считается, что первую «меру» Иван Грозный повелел написать для своего второго сына — Иоанна. Это образ святого Иоанна Лествичника высотой 46 сантиметров.

Мерная икона — это суеверие?
Святой Иоанн Лествечник. Икона в окладе. Москва, мастерские Кремля, 1554 г.

Традиция перешагнула через петровское время. Мерная икона стала частью родительского благословения в дворянской среде. В воспоминаниях о матери русского писателя Александра Куприна есть такой эпизод: ожидая рождения долгожданного сына, Любовь Алексеевна Куприна обратилась к старцу. «Старец помолился… и спросил, когда я разрешусь от бремени. Я ответила — в августе. “Тогда ты назовешь сына Александром. Приготовь хорошую дубовую досточку, и, когда родится младенец, пускай художник изобразит на ней — точно по мерке новорожденного — образ святого Александра Невского. Потом ты освятишь образ и повесишь его над изголовьем ребенка. И святой Александр Невский сохранит его тебе». Так всё и произошло.

Вероятно, таких икон немало было в дворянских и купеческих семьях, но не все они сегодня распознаны как мерные. Поэтому вся полнота этой традиции нам неизвестна

Мерная икона — это суеверие?
Мерная икона праведной Лии

Интерес к мерной иконе вернулся в начале XXI века, и в этом возрождении традиции был элемент маркетинга. Иногда из брошюр и проспектов складывалось впечатление, что мерный образ автоматически гарантирует здоровье и благополучие младенца. Воцерковленному человеку ясно, что это не так. Но сама по себе благочестивая традиция не несет суеверного подтекста. Мерная икона — это прежде всего молитвенный образ, так и следует к нему относиться.

0
0
Сохранить
Поделиться: