Письмо в редакцию журнала «Фома»:
Последнее время меня накрыл просто вал бед и неудач. Подруги говорят, что причина этого в том, что меня кто-то сглазил. Я не хочу в это верить, но иначе объяснить происходящее не могу.
Отвечает священник Евгений Мурзин:
«Пришла беда, отворяй ворота», «беда не приходит одна» — эти и подобные выражения давно уже стали частью народной мудрости. Подмечено, что нередко за одним тяжелым ударом, словно бы сговорившись, следуют другие несчастья. Это может очень сильно демотивировать человека, выбить его из колеи. Особенно если он не старается понять и осознать, что с ним происходит, в чем причина этой кажущейся бесконечной полосы неудач. Куда проще в этой ситуации переложить ответственность на внешние обстоятельства, сделать виновными других, поверить в сглаз и порчу. Но такой путь абсолютно непродуктивен. Он ведет в никуда, повергает в уныние и страх, вызывает апатию и бессилие.
На самом деле, тут нет никакой мистики. Столкнувшись с серьезным жизненным испытанием, мы порой начинаем все воспринимать в черном свете и своим психологическим настроем и поведением провоцировать остальные проблемы в нашей жизни. Это подметили еще древние философы-стоики, этика которых включала в себя тезис о неправильности перекладывать ответственность с себя лично на нечто внешнее. «Расстраивают человека не факты и события, а то, как он смотрит на них», — писал греческий философ Эпиктет. Эту же мысль мы находим у императора Марка Аврелия: «Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности». Одно и то же событие может вызывать различную реакцию у разных людей. А основная причина того, что нечто воспринимается нами как беда или несчастье, — в несоответствии наших ожиданий и реальности. Например, если человек считает, что его жизнь должна быть комфортной и беззаботной, то любое несоответствие этому долженствованию провоцирует у него бурю негативных эмоций, повергает в панику, заставляет чувствовать себя несчастным.
Православный взгляд на несчастья и страдания заключается в том, чтобы соотносить события нашей жизни с Промыслом Божиим. «Нет ничего случайного на свете. Тот, кто верит в случай, — не верит в Бога», — писал священник Александр Ельчанинов. Христианин видит во всем происходящем руку Божию и верит, что Господь не дает креста, который он был бы не в силах понести. Верующий со смирением принимает все испытания, которые встречаются на его пути, старается понять смысл страданий и в любых обстоятельствах жизни благодарить Бога по слову апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5:16–18). Или, как поется в одном из современных духовных кантов, «наши годы пройдут, все друзья отойдут, незаметно подкатится старость. Но всегда ты тверди, и всегда говори: Слава Богу за скорбь и за радость».
Что касается сглаза и порчи, то это продукт первобытного языческого сознания падшего и удалившегося от Бога человечества. В магической системе взглядов на окружающий мир можно воздействовать не только на материальном, но и на духовном уровне. Причем делать это насильственно и с гарантией. Необязательно бить своего недруга топором по голове. Не менее действенно с помощью злых эмоций и заклинаний его сглазить или навести порчу. И если жертва «сглаза» разделяет эти магические воззрения, то демоны — а именно с ними имеет дело колдун — могут действительно сыграть с таким человеком злую шутку. Ведь и Иисус Христос говорил, что все случающееся с людьми происходит по их вере (см. Мф 9:29). Вера в «сглаз» часто оказывается самосбывающейся: чем больше мы будем верить в то, что нас «сглазили», тем больше наша жизнь будет идти наперекосяк.
Церковь всегда осуждала такие взгляды и боролась с ними. Если человек старается вести добродетельную жизнь, участвует в таинствах Церкви, то никакой «сглаз» не сможет причинить ему вреда, поскольку он находится под защитой Бога. Ведь, как писал апостол Павел, если Бог за нас, кто против нас? (Рим 8:31).